Летним вечером 1923 года я проходил мимо Комсомольского клуба, томясь из-за того, что мне решительно некуда было себя девать. Тут я увидел кривую, написанную сажей на обороте старого плаката афишку, в которой сообщалось, что ростовский Комсомольский театр показывает спектакль «Комсомольцы на Марсе» в постановке режиссера Большинцова.
Я пошел смотреть спектакль и потом не жалел об этом, хотя был уже искушенным в театре человеком, видел в Москве все спектакли, чем-либо примечательные, и меня трудно было ошеломить новаторством.
Занавеса не было. Не было и декораций. На сцене стояли деревянные кубы и лестнички. По ходу действия они становились столами и стульями, тронами королей, горами, повернутые тыльной стороной — пещерами. По ним карабкались, на них танцевали и произносили зажигательные монологи. Актеры в косоворотках, сандалиях и бумажных брюках переставляли декорации и разыгрывали чудесную историю о том, как группа ростовских комсомольцев, узнав, что на Марсе деспоты угнетают простой народ, отправляется туда и берет на себя руководство марсианской революцией. Не помню, чем отличались марсиане от земных обитателей, не помню и перипетий напряженной и кровавой борьбы, которая изобиловала «кульбитами», «флик-фляками» и «сальто-мортале» (обитатели Марса, несомненно, увлекались партерной акробатикой). Текст пьесы был примитивен, монологи наивно-патетичны, ситуации прямолинейны, а характеров у героев попросту не было, по сцене ходили «социальные маски».
Нужно почувствовать пафос времени, пафос молодости революционного театра, прекрасную своей наивностью и верой его романтику, чтобы отнестись к этому зрелищу так, как оно этого заслуживает. Нужно понять комсомольского зрителя начала двадцатых годов и вместе с ним поверить, что дело революционного преобразования нашей планеты — вопрос месяцев и недель и что пришла пора решать вопросы революционной практики уже в пределах всей солнечной системы. Тогда станет ясно, почему ростовские комсомольцы, жители города, в котором был отличный по тому времени профессиональный театр, предпочитали свой, «комсомольский».
Спектакль ростовских комсомольцев походил на «Мистерию-буфф» Маяковского в постановке Мейерхольда и вместе с тем не был подражательным хотя бы потому, что они «Мистерию-буфф» не видели. Но и в их самодеятельной пьесе и в спектакле был тот же, что у Маяковского, пафос революционного преобразования мира. Актеры естественно и удивительно искренне «жили» на сцене, своей непосредственностью они заставляли стать правдивыми условные и наивные ситуации пьесы, делали невероятное вероятным.
Я был захвачен необычным зрелищем.
Когда кончился спектакль, вместе с исполнителями вышел раскланиваться и режиссер Большинцов. Со сцены он казался массивней и выше, чем был. Он водрузил на короткий нос большие очки в роговой оправе и надел большую мягкую клетчатую кепку. Ее он не снял, даже когда кланялся публике, и удивительно серьезно слушал, как неистовствующий зал рукоплещет и скандирует последнюю фразу спектакля: «Даешь Марс!»
Я побежал за кулисы. Кажется, мы расцеловались. Большинцов был польщен тем, что я восторженно отнесся к спектаклю. Он собрал труппу и заставил меня повторить похвалы, которые я уже наговорил ему. Для авторитета я был представлен как «видный московский театральный деятель», к мнению которого надо прислушаться.
Блейман, М. Ю. Ковбой в очках : (из воспоминаний о М. Большинцове) // О кино – свидетельские показания / М. Блейман. Москва, 1973, С. 16–17.