Тем, кто бывал в Ростове, может быть памятен большой, раскинувшийся в центре городской сад. На оконечности его главной аллеи стояло двухэтажное, всегда — сколько я его помню — запущенное и грязное здание. Оно почему-то называлось «ротондой». Мимо этой ротонды мы ежедневно ходили в гимназию и всегда старались ее обогнуть, сначала из страха, потом из брезгливости. В ротонде помещался «Союз русского народа». Мы не знали, что там происходило по вечерам, но днем было тихо и пусто, разве только какой-нибудь пьяный прикорнет на высокой наружной лестнице. В семнадцатом году «союзников», разумеется, вышвырнули из ротонды, и в ней обосновались захватившие здание явочным порядком анархисты, украсившие его черным знаменем и лозунгом: «Анархия — мать порядка». Здесь они устраивали митинги, на которых демонстрировали Марусю Никифорову — знаменитую атаманшу анархистских банд. (Впрочем, Марусь Никифоровых было несколько — говорили, что настоящая водит банды на Украине, а наша, ростовская, только жалкая ее подражательница.)
В двадцатом году здание заняли комсомольцы и устроили в нем клуб.
В нем не оказалось ничего таинственного и зловещего, несмотря на то, что здесь раньше была резиденция черносотенцев и анархистов. Большой, похожий на сарай зал со скамейками вместо стульев и кресел, примитивная сцена с тряпичным занавесом, буфетная комната и еще несколько казарменного вида помещений — вот и все.
Блейман, М. Ю. Ковбой в очках : (из воспоминаний о М. Большинцове) // О кино – свидетельские показания / М. Блейман. Москва, 1973, С. 15–16.