По вечерам в Ростовском клубном саду играла му­зыка. Наши родители прогуливались по центральной аллее или сидели у фонтана. Мы прятались в укромных уголках сада и там под аккомпанемент «Четвертой» Чайковского, «Шехеразады» или «Пер Гюнта» играли в «казаков-разбойников».

Однажды к нам присоединился очкастый, подстри­женный «под нулевку» неловкий и молчаливый мальчик. В играх он не отличался ничем — ни подвигами, ни трусостью. Я не запомнил его, но осенью мы повстре­чались в гимназии. Правда, между нами лежало почти непреодолимое препятствие — я был моложе на год, но уже учился в третьем классе. Он — во втором. Даже то, что мы оказались соседями — дома наши стояли друг против друга в узеньком Казанском переулке, — не сблизило нас. Было это, кажется, в тысяча девятьсот пятнадцатом году.

Уже в семнадцатом как-то сразу оборвалось детст­во. Нас обуяла страсть к «общественной деятельности». Мы были заражены праздничной митинговщиной, харак­терной для первых месяцев Февральской революции. По правде сказать, она казалась нам основным и единствен­ным признаком новой эпохи, и мы ретиво принялись до­бывать свои «гимназические свободы».

Мы торопились осмыслить и решить все (непремен­но — все!) проблемы революции. Это было и смешно и наивно, но другого пути к революционной активности мы, интеллигентские дети, не знали. К революции мы шли через книжки уже тогда, когда она выплеснулась на улицы. И вот мы устраивали в Доме школьника — в нашем гимназическом клубе — кровопролитные диспуты «о роли личности в истории» и о том, «является ли ин­теллигенция общественным Классом». Мы спорили о Марксе и Михайловском, не понимая, что этот спор на наших глазах решает реальная история нашего времени.

Блейман, М. Ю. Ковбой в очках : (из воспоминаний о М. Большинцове) // О кино – свидетельские показания / М. Блейман. Москва, 1973, С. 910.

ещё цитаты автора

Кажется, в семнадцатом году выпускник нашей гим­назии Павел Вейсбрем (сейчас театральный режиссер в Ленинграде) собрал труппу из гимназистов и гимнази­сток и поставил не более и не менее как «Балаганчик» Блока. Опыт был рискованным и смелым. После неуда­чи второй объявленный спектакль не состоялся. Но труппа, собранная Вейсбремом, не распалась — в двад­цатом году она оказалась ядром полупрофессиональной-полустудийной Театральной мастерской... ►

БИБИК Алексей Павлович
БОВИН Александр Евгеньевич
 
12+