Шолоховский Григорий Мелехов так мучительно ищет истину и приходит к краху, а некоторые товарищи хотели привести его к заре. Аксинья... Это такой женский поиск, такие метанья! На уровне Шекспира. Все ее женское начало искало не применения, а своей истины, своей любви.
<…>
В романе Шолохова «Они сражались за Родину» и в одноименной картине есть такой образ: опавшие прошлогодние листья придавили зеленый росточек, а он упрямо пробивается к свету. Мы видим, как зеленая игла проткнула истлевшее покрывало и потянулась к солнцу. Это образ силы жизни. Именно ее торжество, победу над смертью мне хотелось воплотить в фильме от начала и до конца. Вспомните эпизод. Затих на передовой гул разрывов. Казалось бы, после такого жестокого огня уже не может остаться на земле ничего живого. И вдруг — раздается кашель, кто-то поднимает голову, неожиданно возникает смех. Все хохочут. Это вызов смерти.
Бондарчук, С. Ф. Россыпь // Желание чуда / Сергей Бондарчук. — Москва, 1981. — С. 168–170.