Была и еще одна часть моего раннего детства, оставившая свой след в моей душе, моей бабушкой по материнской линии – Фатьмой Михеевной, донской казачкой.
Мы жили в Ростове-на-Дону, в поселке Ростсельмаша, в самом крайнем доме, дальше уже начиналась роща.
<…>
Домик наш был с глиняным полом (потом я узнала, что это называется щемлянка), это мне очень нравилось, потому что, приходя с жаркой улицы в дом, я разувалась и ходила, как бабушка говорила, босичком, ощущая приятную прохладу земли. А рощу я запомнила тем, что на Троицу мы с бабушкой туда ходили, приносили мешки душистого чабреца и усыпали травой весь пол.
Еще помню за рощей железную дорогу, по ней без конца шли поезда, много-много вагонов с сидящими в них детьми, женщинами и мужчинами, а я стояла у дороги и махала им рукой, ни на секунду не испытывая чувства зависти, нет, я просто изучала географию… и, глядя на таблички вагонов, определяла свои будущие маршруты: Ереван, Баку, Киев, Одесса, Москва, Ленинград…
<…>
Когда в Ростов вошли немцы, сосед по двору, ставший немецким старостой, донес, что у деда два зятя – советские офицеры, да еще нашли уличающие семейные фотографии, его забрали в гестапо и расстреляли. Реакция бабушки была уникальной:
- Слава богу, блядуна вбылы.
И это об отце четырех детей, о человеке, с которым прожила всю жизнь.
Для меня вот это – донские казаки.
Бабушка после освобождения Ростова переехала к нам в Чебоксары. Всю жизнь была очень набожной, соблюдала все церковные обряды, посещала все службы, у нее в комнате стоял целый сундук нарядов на все случаи церковных праздников.
А когда я приехала с ней проститься и спросила:
- Бабуля, сколько тебе лет? – она ответила:
- Зараз скажу, - немного подумала, - колысь було дэвьяносто шисть (когда-то было 96).
А на мой вопрос: «Бабуля, а Бог есть?» - не задумываясь, ответила:
- Та ни х.. там нэмае.
И я, человек верующий, спросила:
- А зачем же ты всю жизнь ходила в церковь?
- Так як чого? Щоб сэбэ показаты, ты на людэй подывытысь.
И это для меня: донские казаки.
Шарко З. М. Мои анкетные данные. Санкт-Петербург, 2014. С. 14-17.