Но режиссер Владимир Фетин, готовясь к постановке «Донской повести», вопреки мнению художественного совета студии «Ленфильм» и моим соб­ственным опасениям, рискнул предложить мне роль Шибалка. А у Шолохова, как и в жизни, трагическое и комическое, грустное и смешное идут рядом.

Постарался понять Якова Шибалка во всех проти­воречиях его личности и судьбы. Кто он такой? Тем­ный казачишка, двух слов связать не может, а какая чистота сердца, душевная и гражданская зрелость! Вспомните, 1919-й... Донская степь. Отряд Красной армии гоняется за белой бандой. И вдруг во время родов жена Шибалка, та, на которую он готов молить­ся, признается, что подослана бандитами и предала отряд. И рохля с виду, «мешок с мукой», Шибалок убивает любимую женщину, мать своего ребенка, как «контру нашей Советской власти», «за тех братов-товарищев, какие головы поклали через ее изменшество».

Мог ли он по-человечески пожалеть Дарью? Да, ему и жалко ее. Ведь она только-только начинает жизнь, в которой могла бы быть счастливой. Но она — изменница. Из-за нее порубали пол-отряда, убили ко­мандира. И Шибалок осуществляет справедливое возмездие. А далее события развиваются таким об­разом, что Яков «в достаточности... страданьев пере­нес». Лихой пулеметчик превратился в заботливую няньку. Во всем этом драматическое и комическое тесно переплетаются. Перед нами — не привычный киногерой, косая сажень в плечах, скуластый, с кру­тыми надбровьями, а «колобок». Но Шибалок при всем том обладает такой силой характера, которая ставит его в ряд с героями.

Леонов, Е. П. Грани характера : [записала Т. Комарова] // Давай поговорим... / Евгений Леонов ; [предисл. Андрея Леонова]. — Москва : ПРОЗАиК, 2012. — С. 189190.

ещё цитаты автора
ЛЕНКОВА Антонина Мироновна
ЛЕРМОHТОВ Михаил Юpьевич
 
12+