НОВЫЙ РОСТОВ
Вместе с ростовчанами я праздную пятилетие со дня освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Горжусь тем, что мне выпала большая честь участвовать в разработке генерального плана восстановления и реконструкции столицы советского Дона. В этот радостный день мой особый привет строительным рабочим, инженерам, техникам, архитекторам, от которых зависит скорейшее возрождение былой красоты города, его прекрасных улиц и площадей, чудесных зданий, тенистых парков и садов.
В ближайшее время я заканчиваю работу над проектом восстановления и реконструкции Ленинского района, наиболее пострадавшей части Ростова. Проект нового Ленинского района включает в себя площадь перед вновь проектируемым железнодорожным вокзалом, начало улицы Фридриха Энгельса, как парадный въезд в город, и площадь перед Гниловским путепроводом, который соединит этот район с центром.
Именно здесь нами создается фасад Ростова. Для расширения привокзальной площади намечено перекрыть большой участок реки Темерник, а против железнодорожного вокзала расположить монументальное здание Управления Северо-Кавказской железной дороги, музей железнодорожного транспорта, кинотеатр, универсальный магазин, железнодорожную поликлинику и жилые дома для транспортников.
От привокзальной площади создается прямой выход на Пушкинскую улицу с широкими лестницами и памятником гениальному поэту.
Перед въездом на улицу Фридриха Энгельса нами намечается постройка гостиницы в 10-15 этажей. Это будет самое высокое здание в городе — начло его главной магистрали.
От Гниловского путепровода, согласно генеральному плану восстановления и реконструкции Ростова, прокладывается широкий проспект. Он объединит сразу две улицы — Московскую и Станиславского. Здесь будут выстроены жилые дома красивой архитектуры: дом райсовета, клуб, универмаг и ряд других общественных зданий.
До сих пор второй по своему значению улицей Ростова считался Буденновский проспект, теперь же будет Ворошиловский. На его концах располагаются два мощных архитектурных ансамбля — новый мост через Дон и Советская площадь — с одной стороны, площадь со стадионом «Динамо», машиностроительным институтом, пригородным вокзалом, путепроводом через железную дорогу — с другой.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства поставил перед Ростовом большие задачи. За этим пятилетним планом уже вырисовываются контуры сложной и ответственной работы — оформление и, в известной степени, расширение площадей и улиц Ростова, ликвидация ветхих в неблагоустроенных застроек, замена их современными жилыми зданиями, и, наконец; строительство новых дворцов для высших учебных заведений, научных и общественных организаций.
Ростов располагает всеми возможностями для того, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить задания послевоенной сталинской пятилетки. Надо только действовать по строго согласованному плану. Пусть с каждым днем нарастают темпы строительных работ, пусть каждый шаг, сделанный строителями сегодня, облегчит завтрашний расцвет нового советского социалистического Ростова.
Семенов, В. Н. Новый Ростов // Молот. — 1948. — 14 февр. — С. 3.