Казаки низовых станиц, игравших когда-то первенствующую роль в жизни Дона и давших правителей войску в течение не одного столетия, привыкли ставить себя выше верховцев. В Старочеркасске, а после в Новочеркасске сосредоточивалось войсковое правительство, проживала Донская знать и местная интеллигенция; эти центры давали тон остальному ближайшему казачеству, тогда как дальние городки жили прежнею суровою жизнью. Казаки низовых станиц исстари были склонны к промыслам легким и добывали свой насущный хлеб далеко не таким изнурительным и утомительным трудом как верховцы. Верховые казаки исключительно земледельцы, так как низовые отчасти рыбаки или скотоводы, отчасти огородники и садоводы и только отчасти земледельцы. Этим разнообразием занятий объясняется и разнообразие в типе низового казака, отличающегося от казака верхового. Отрешение от старинной, суровой казачьей жизни началось именно в низовьях Дона, что объясняется влиянием на жителей низовых станиц сторонних элементов, именно: 1) частым пребыванием в Черкасском городе русских послов; 2) гощением в Москве больших и малых станиц и 3) частыми приездами въ Черкасск купцов и промышленников, жизнь и нравы которых отражались на жизни донцов. Употребление, например, чая, платья немецкого покроя и т. п. прежде всего явилось в низовых станицах и уже отсюда распространялось по всему войску. He мало, конечно, влияло на различие жителей низовых и верховых станиц и различие происхождения тех и других казаков. Низовые казаки происхождения отчасти малороссийского, верховые все без исключения великороссы. Мягкий говор низовых казаков и более мягкие нравы их показывают их происхождение. Жители станиц Старочеркасской, Елизаветовской и др. произносят звук ы как и, а как я, у как ю, е как я, ы вместо а, ф как хв, с как ш, иногда ш как с, ж как з, у иногда произносится как в и наоборот. Вот образчики выражений: Ванькя, чайкю, яму, тогды, Хведя, просю, ми, ви, стозе, впали (упали), били у церкви. К неправильному выговору присоединяется еще намеренное шепелявение и сюсюканье и затем произвольное перенесение ударений на некоторых словах, напр.: потом, за Дунаем и др. В эту ошибку впадают даже люди, получившие, сравнительно говоря, порядочное образование. В просторечии употребляется неправильное спряжение глаголов, к корню которых в настоящем времени прибавляется буква л, напр.,- купю, лупю , а также неправильно спрягается глагол хотеть: хочу, хотишь, хочете, хочем.

Благодаря более привольной жизни и не столь изнурительному труду, низовые казаки выглядят красивее верховых; одеваются щеголеватее и изысканнее, в более ценные ткани; дома строят красивее и обставляют свои жилища комфортабельнее. Образ жизни в низовых станицах напоминает более горожан; казаки посещают друг друга чаще и любят угостить. Пища низовых не так сытна, как у верховых, но приготовляется и подается лучше.

Низовцы относятся к верховцам с некоторым пренебрежением и в тоже время с некоторою завистью в их домовитости, более прочному хозяйству, трудолюбию и умелости. В верхах сохранились еще старинные казачьи обычаи, старые песни и предания; у низовцев все пo новому.

Говор у верховых казаков резкий, так называемый рязанский: таперича, жаних, чатыре, вядро и пр. Личное местоимение 3-го лица согласуется с существительными среднего рода неправильно, наприм.:она—земство, правительства, молоко. И образованные люди не чужды в разговорах подобных неправильных согласований.

Земледелие составляет главнейшее занятие жителей верховых станиц. Живут здесь скупее и скуднее, чем в станицах низовых, но зато нет бобылей и бездомников. Благосостояние верховцев с виду неказисто, но зато более прочно. В низовых станицах, среди простых казаков, попадаются богачи, ворочающие многими тысячами, и рядом проходимцы, едва добывающие насущный кусок хлеба. В верхах благосостояние разлито ровнее, нет особенно крупных состояний и нет нищеты. Верховая казачка прядет шерсть и приготовляет сукно, вяжет перчатки и чулки; низовая этими работами не занимается, ибо она, в большинстве случаев барысня. Стол у верхового казака обилен и сытен, но однообразен; угостить он не мастер, хотя истинно русское хлебосольство п радушие развиты здесь более, чем у низовых. Верховец накормит всякого, кто нуждается в пище, a низовец сортирует своих гостей по их положению в обществе/

Номикосов, С. Ф. Народный быт // Статистическое описание Области Войска Донского / cост. Семён Номикосов. Новочеркасск, 1884. С. 298-300.

ещё цитаты автора
НОВИКОВА Светлана Михайловна
ОБРАЗЦОВА Наталья Владимировна
 
12+