Оба пути сии соединяются для переправы через Дон в Аксайской станице и пристани, верст на 6 ниже Старо-Черкасска. Здесь величественный Дон приближается к устью и соединяется с рукавом своим Аксаем, отделяющим Новый Черкасск от Cтapогo. Переправа от Аксайской пристани почти во всякое время года бывает по воде на 7 верстах в малых и больших лодках, смотря по тяжести и важности экипажей и обозов : две трети пути тянется бичевою вдоль берега против течения воды. Ширина рукава Аксая, равно как и Дона здесь не более 300 сажен весною и в половину менее летом, чрез которые плывут на веслах или при попутном ветре поднимают паруса ; посему переправа редко может быть опасна. Она состоит в полном распоряжении станицы, и кажется исключительно составляет промысл и доход Аксайских казаков. Никакой табели или таксы за перевоз на столбе у пристани не означается, чтобы переправа зависела от распоряжения Правительства, а не от произвола казаков, которые для собственной пользы не могут положить пределов. . . Если б эта переправа, составляющая главный пункт сообщения Кавказкой страны с Россиею, имела определительное постановление, и находилось бы на другой ея стороне какое либо пристанище для отдохновения проплывшим 7 верст водою; тогда, конечно, коммерция и путешествующие, находя менее препятствий и более удобности, охотнее бы стали учащать отдельный край сей, и стечением своим или населением содействовать развитию его сокровищ.
Радожицкий И. Т. Дорога от реки Дона до Георгиевска, на пространстве 500 верст / Илья Радожицкий // Отечественные записки. 1823. Ч. 15, № 41 (сент.). С. 346-348.