Казаки давно отрешившиеся от национального русского костюма и выработавшие себе в былое время своеобразную одежду, смесь восточной с русскою, ныне в покроях своих платьев следуют образцам западно-европейским. Сорочка у казака всегда пестрой бумажной ткани, преимущественно сарпинковая, с прямым воротом, застегивающимся на две пуговицы. В низовых станицах уже нередко белые сорочки или, по крайней мере, манишки с воротничками и рукавчиками. Исподние всегда полотняные и в низовых станицах покупного полотна, а в верховых иногда домашнего изделия. Форменный мундир или чекмень синего сукна с красными выпушками, а в домашнем быту носят чекмени черкесиновые или нанковые такого же покроя как и военные, т. е. однобортные, застегивающиеся на крючки. В низовых станицах черкесиновый чекмень почти совсем вытеснен черным сюртуком, пальто и пиджаком. Но стариков еще можно видеть в их типичных черного или синего сукна халатах с высокими стоячими воротниками. Форменные шаровары синего сукна с красными лампасами, а неформенные черкесиновые или нанковые штаны русского покроя или суконные брюки покроя западно-европейского. Фуражка форменная синяя с красным околышем и кантом, а зимние шапки сохранили еще свой оригинальный старо-казачий покрой. Они круглы, с низкою тульей и опушены мехом поречни или речной выдры. Тулупы и обувь носят русского образца; но казаки никогда не употребляют лаптей. В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстых подошвах и всегда при шерстяных чулках собственного изделия.

Старинный женский казачий наряд — кубелек ныне можно встретить разве только у бабушек. Кубелек есть род капота из шелковой или ценной шерстяной ткани, застегивающегося спереди на более или менее ценные пуговицы. Талия всегда поднимается очень высоко и вся грудь охватывается тканью плотно. Наряд этот, стянутый у талии жемчужным поясом, бывает очень эффектен, но изящным его назвать нельзя, хотя и есть типичные фигуры, которым кубелек очень идет. Головной убор, употребляемый при кубелеке, есть колпак из шелковой одноцветной или вытканной разными узорами ткани; убор этот очень идет к красивым женским головкам несколько восточного типа. Колпак сохранил еще на Дону право гражданства и при платьях европейского покроя. Рубашки у простых казачек вверху из пестрого ситца, а низ полотняный. Затем следует юбка с кофтой или обыкновенного покроя европейское платье, в праздник шелковое или шерстяное, а в будни ситцевое. Хотя пальто и разного рода шубки и теснят со всех сторон старинную донскую шубу, по благодаря особенно удобному покрою, шубы эти все таки не выходят из употребления. Донская женская шуба — род халата на меху, без талии, с длинными рукавами, без воротника, но опушенная по краям каким-нибудь ценным мехом, преимущественно поречней. Мех на шубах бывает различный: лисиій, беличий, овечий и пр., а покрываются они то бумажными, то шерстяными, то дорогими шелковыми и бархатными тканями. В былое время шубы и пояса казачек стоили бешенных денег, так что труднее было справить шубу и пояс, чем выстроить курень и обзавестись хозяйством. По поводу бархатом крытых на дорогих мехах шуб, атаман Денисов еще в двадцатых годах текущего столетия читал простым казачкам наставления о неприличии бедным людям рядиться в шелк и бархат.

В церкви, на улице, в саду, вообще на-людяхъ,— колпаки и характеристические головные платочки уступают место шляпкам, кубелеки или традиционная юбка с кофтой—турнюрам и панье, шуба — шубке и ротонде; но дома, а в глухих захолустьях и на-людях, еще можно любоваться казачкой в ее исторически сложившемся костюме .

Перчатки, зонтик и щегольские ботинки среди низовых казачек, особенно среди дочерей и жен виноградарей, виноделов и рыболовов,— приобрели ныне полное право гражданства; но женщины верхов мало увлекаются этими побрякушками, сохраняя в одежде старинные предания. Низовая казачка, пока она девушка, вполне барышня — белоручка и белоличка. He даром же она изобрела, в видах сохранения цвета лица, особенный состав, известный под именем жировки. Эта отвратительная смесь составляется из какого-нибудь животного жира, сулемы, селитры и выжимок из виноградных листьев. Лицо, смазанное жировкой, действительно не загорает, но кожа на нем, после нескольких лет практики, превращается в некое подобие пергамента.

Номикосов, С. Ф. Народный быт // Статистическое описание Области Войска Донского / cост. Семён Номикосов. Новочеркасск, 1884. С. 310-312.

ещё цитаты автора
НОВИКОВА Светлана Михайловна
ОБРАЗЦОВА Наталья Владимировна
 
12+