В ряду своеобразных казачьих обычаев первое место занимают обычаи свадебные. Свадьбы бывают большею частью осенью, после Покрова. Высмотрев девушку лично, или узнавши от сына, какая ему полюбилась, мать жениха отправляется в дом к родителям девушки и ведет дело более или менее тонкими намеками, хотя суть-то дела всем понятна. После этого делается формальное предложение, для чего отец и мать идут в дом уже с женихом. Жениха оставляют в сенях, а старики ведут в комнате беседу о посторонних предметах, пока кто-нибудь из родни девушки не скажет: ,,да с чем же вы, сваты милые, приехали, где ваш товар?" Жениха вводят в комнату и он становится среди опой, потупив глаза в землю. ,,Вот наш товар", говорят родители жениха, ,,нравится-ли он вам? . . . . Если-бы к нашему товару да хорошую пару!" Из другой комнаты вводят невесту и становят ее рядом с женихом, а затем спрашивают ,,хороша-ли пара?" . ,,Голова головы стоит" отвечают те. После этого следует угощение водкой или вином, причем невеста и жених подносят напитки всем присутствующим по очереди, а в заключение откушивают, то есть отпивают по немного сами и целуются друг с другом. Старики в это время меняются хлебами, в верхней стороне которых вырезаны четыреугольники, наполненные солью. Гулянье после этого обряда, т. е. постоянная выпивка, продолжается иногда целую неделю. Затем сваты, т. е. родители невесты, идут смотреть попялишша (пепелище), т. е будущее жилище своей дочери. Здесь же назначается день, в который нареченные должны быть обвенчаны. Пред отъездом в церковь отец благословляет жениха иконой и говорит ему несколько наставительных слов; этот же обряд повторяется у невесты. После венчания пируют в доме родителей жениха.

На свадьбу приглашаются обыкновенно все родные, иногда более 50 человек и свадебный поезд состоит из десяти и более повозок. Специально приглашенный па свадьбу дружко обязан устранять молодых от порчи, дурного глаза и от различных чар колдовства, в которое казаки веруют. Одним из условий для лиц, участвующих в поезде, дружко обыкновенно поставляет не оглядываться назад, дабы молодым не причинить несчастия.

Интересен заимствованный с востока обычай продажи невесты жениху. Маленький брат или другой родственник невесты, вооруженный плетью, рогачем или чем ни попало, требует с жениха ,,золотую гривну да бутылку водки", грозясь, в противном случае, ударить жениха. Ему обыкновенно дают какую-нибудь монету и тем дело оканчивается.

Заканчивается свадьба своеобразным обычаем ,,заливания пожара''. Гости, приглашенные на свадьбу, собираются в последний раз в доме родителей жениха и изрядно выпивают. Берут, затем, платок омоченный в водке и зажигают его, а после льют воду и разбивают горшок или тарелку.

Номикосов, С. Ф. Народный быт // Статистическое описание Области Войска Донского / cост. Семён Номикосов. Новочеркасск, 1884. С. 314-315.

ещё цитаты автора
НОВИКОВА Светлана Михайловна
ОБРАЗЦОВА Наталья Владимировна
 
12+