ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЕЛАЛИ В... НАХИЧЕВАНИ

Оказывается... выпускать автомобили в нашей На­хичевани стали сто лет назад, когда она ещё была от­дельным городом. Так что уместно было бы отметить 100-летие нашего местного автомобилестроения. Толь­ко разница в том, что сейчас «Красный Аксай» собира­ет южнокорейские «тачки», а в 1903 году тогдашний просто «Аксай» собирал американские «Олдсмобили». Впрочем, нахичеванские машины всё же отличались от американского прототипа.

Большинство деталей, как утверждала тогдашняя реклама, производили на самом заводе, поэтому ста­вился даже вопрос о собственной марке. Сам нахичеванский «Олдсмобиль» («Нахичеван-Олдсмобил») пред­ставлял собой «самодвижущуюся открытую повозку руч­ной сборки». Всего за 1903–1905 годы их было выпу­щено 20 штук. Первый автомобиль на улицах Ростова и Нахичевани, привезённый из-за рубежа, появился в 1901 году, а через два года — уже собственное производ­ство! Но, к сожалению, в 1905 году выпуск автомоби­лей прекратился из-за революционных событий.

В 1911 году в Ростове образовалось Южно-Российское автомобильное общество. Его контора, гараж, выста­вочный зал и мастерские располагались в Нахичевани.

К этому моменту общество наладило производство и продажу небольших французских автомобилей «Баяр», которые теперь собирались на заводе «Аксай» из фран­цузских агрегатов. Кузова к ним производились ростов­скими каретными мастерскими. В среднем на заводе, по сведениям А. А. Данцева, собирался один автомобиль в месяц, что по тем временам считалось высоким темпом, поскольку каждый автомобиль от начала и до конца со­бирался в отдельности — из-за того, что конвейера тог­дашние заводчики не знали.

Зато в 1916 году в Нахичевани на том же заводе решением Военно-промышленного комитета было нача­то сооружение конвейера для массового выпуска авто­мобилей в помощь русской императорской армии. Это были грузовики с двигателями мощностью 28 лошади­ных сил, скоростью 20 километров в час, грузоподъём­ностью 3 тонны, с левосторонним рулём, открытой цеп­ной передачей по образцу английских моделей «Уайт». С 1917 года намечалось выпускать 1700 машин в год, а после ожидаемой победы над «германцем» планирова­лось расширение производства за счёт выпуска собствен­ной модели легковых автомобилей. Плюс выпуск авиа­ционных моторов для молодой, но очень перспективной русской авиации. Всё это пошло прахом. Из-за событий Великой Октябрьской Социалистической революции нашу страну постигло великое разорение, хотя утверждают, будто бы нахичеванцы умудрились успеть выпустить один опытный образец. Новые хозяева России — большевики — в соответствии со своими нормами «научного» планиро­вания рассудили, что уже почти налаженное автомобиль­ное производство в Нахичевани надо перестроить, оче­видно потому, что «русским Детройтом» должна стать не «буржуазная» Нахичевань, а «пролетарский» город Горький. Ростову же с Нахичеванью оставили производство сеялок и веялок.

И вот через сто лет всё снова возвратилось на круги своя

Вареник, В. Первые автомобили делали в … Нахичевани // Ростовъ и ростовцы : путешествие в 1913 год / Василий Вареник. Ростов-на-Дону, 2005. С. 1517.

ещё цитаты автора
ВАКУЛЕНКО Василий Михайлович
ВАСИЛЕНКО Иван Дмитриевич
 
12+