Эти ранние годы жизни запомнились и запе­чатлелись в моём детском сознании по прогулкам с отцом, но большей частью с мамой в городском саду, на набережной реки Дон, или чаще всего на бульваре улицы Пушкинской. И это было понятно. То ли в летнее тепло, когда солнечные лучи застав­ляли горожан искать спасительную тень и прохла­ду под сенью крон акаций, клёнов и тополей; то ли способствовала этому холодная зима, когда выпав­ший свежий снежок на бульваре приглашал к себе детей с санками и коньками, поиграть в снежки, вылепить снежную бабу или просто побродить по колено, в белоснежных хлопьях свежих сугробов, которые были мне по пояс.

Наша семья была одной из многих в Ростове, которые испытывали примерно одинаковые трудности материального характера и стеснённость в жилищных условиях. Мы проживали в тесной коммунальной квартирке из двух комнат, расположенной в старинном доме постройки конца XIX века. Таких домов в старом Ростове, уцелевших от недавнего военного молоха, было великое множество. Наш дом по улице Пушкин­ской, под номером 52, состоял из трёх трёхэтаж­ных, примерно одинаковых по конфигурации блоков: двух, располагавшихся в глубине двора и первым, который выходил одним своим фасадом на улицу Пушкинскую. Чтобы попасть с улицы во второй двор, нужно было пройти через два «туннеля» - проезда под зданиями. В первом дворе, помимо всего прочего, росло одно высо­кое дерево - старая акация с корявым угловатым высоким стволом, поднимавшимся выше крыш. В правом дальнем углу первого двора росли высо­кая, нескладная акация и развесистый кустарник и в одном месте этого двора, сквозь булыжник мо­щения, каждую весну пробивалась зелёная травка, которая выдерживала здесь летний зной только до июля. Во втором дворе, заасфальтированном и охваченным с четырёх сторон стенами построек, было тесно. В этом дворе уже не было места для деревьев и зелёной травы. Солнце только на ма­лое время и то, в середине лета, проникало на дно этого двора-колодца. По двум стенам двора все три этажа были обустроены стальными галере­ями и лестницами. Двор был тёмным и мрачным и в летние ливни его всегда полностью заливал паводок и тогда пройти через него, чтобы выйти на улицу, можно было, только ступая по самому краешку двора, вдоль стен. Именно в этом «ко­лодце», на третьем этаже была наша квартирка из двух комнат. Зато в первом дворе располагался зловонный дворовый туалет с деревянными перегородками и такой же зловонный большой деревянный ящик для мусора и отходов. Эти знаменитые дворы ко­лодцы с галереями по каждому этажу и стальными гремящими лестницами были характерной осо­бенность почти каждого старого ростовского дво­ра. Сегодня наш третий двор уже не существует. После случившегося пожара деревянные кровли и перекрытия трёхэтажных построек выгорели, а наш двор-колодец разобрали и сравняли бульдозе­ром. Перед этим событием, в 1962 году наша семья получила трёхкомнатную изолированную кварти­ру в новом доме на улице Ленина, которую в том году начали застраивать типовыми пятиэтажными многоквартирными домами. Эту примитивную массовую архитектуру позже презрительно наре­кут «хрущёвками».

Мы с радостью, как и многие жители таких же коммуналок, покидали свою маленькую квартир­ку, стараясь поскорее забыть общие на всех кухни и туалеты. Но, тем не менее, в моих архивах со­хранилось несколько рисунков карандашом, вы­полненных с натуры из окна нашей квартиры. На них изображена знаменитая ростовская мансарда, открытые галереи-переходы вдоль второго этажа.

Особую достопримечательность этой красивой улицы Пушкинской, на которой я и вырос, состав­лял «Бульвар», который делил улицу Пушкинскую на две половины. Второго такого же бульвара в го­роде Ростове не было и те, кто жил на этой улице гордились им, будто бы он был их собственностью. Бульвар был приятным местом для отдыха и про­гулок и он же был удобным местом постоянных детских игр и представлялся детскому воображе­нию как огромный Мир, существующий отдельно от всех других Миров.

<…>

Широкие асфальтированные тротуары по обе­им сторонам улицы были одной из привилегий Пушкинской. На многих улицах тротуары мостили кирпичом или жёлтым ракушечником. Тротуары отделялись от двух проезжих частей улицы такими же широкими газонами, на которых были высаже­ны деревья, по большей части акации и клёны. Ака­ция - это южное дерево, которое несмотря на его корявый ствол и бесформенную крону, было лю­бимо ростовчанами лишь только за тот короткий срок его белоснежного и ароматного цветения, который начинался в конце мая и длился в лучшем случае в течение двух недель. Цветы белой акации в конце мая заманчиво свисали пышными белыми гроздьями с ветвей и испускали свои ароматные волны на головы прохожих. Ребятишки, не избалованные магазинными сладостями, доставали эти цветки с ветвей и с упоением ели их невероятно сладкие черешки. Внутри каждого цветка всегда находилась капля сладкого нектара.

Акации могли быть обыкновенными - белыми (цветущими белыми цветами), и колючими, цвету­щими жёлтыми цветами. Достать эти жёлтые гроз­дья цветов было невозможно, так как стволы этих деревьев были покрыты огромными ветвистыми колючками. Вместо цветов на ветвях колючей ака­ции к середине лета вырастали длинные, завитые кольцами коричневого цвета «рожки», содержав­шие внутри крупные глянцевые бобы тёмно-шоко­ладного цвета. Молодые «рожки» с семенами, до­бытые с трудом с колючих ветвей колючей акации, внутри содержали клейкий сладковатый сок, тоже вполне съедобный и сладкий.

Сам наш «Бульвар» был приподнят над осталь­ной частью улицы на невысокую земляную на­сыпь. В те годы улица Пушкинская была тихой и почти непроезжей. Лишённая пассажирского городского транспорта, она была исключительно пешеходной и практически безопасной для детей, устраивавших свои игры и забавы прямо на её про­езжей части. Появление автомашины на мостовой из природного камня вызывало живой интерес не только у детей, но и у взрослых. То есть, это было событие Мирового масштаба. Сейчас, в нашей жизни, наполненной диковинными автомобиля­ми и огромным их числом, в это трудно поверить. Правда, справедливости ради, надо сказать, что на улице Пушкинской редко, но всё же появлялись «иномарки». Это были американские «Студе­беккеры» и «Виллисы», британские «Доджи» и, конечно же необъятных размеров чёрного цвета «Паккарды», оставшиеся в нашей стране от воен­ных поставок из далёкой Америки и Великобритании, Это был результат сотрудничества военного времени. Здесь же присутствовала и трофейная техника, захваченная советскими во­йсками на западном фронте. Германские трофей­ные «Хорьхи», «Опели», «Мерседесы», кото­рые тоже появлялись на нашей улице Пушкинской.

Появление на нашей улице такого класса авто­машин объяснялось тем, что именно на Пушкин­ской улице располагался Штаб Северо-Кавказско­го Военного Округа и ещё тем, что в самом начале улицы была построена бензозаправочная станция, куда и съезжались автомашины. Но это были ред­кие случаи, вызывавшие детскую радость и всеоб­щее ликование.

Тогда же в городе обычным транспортом, не вызывавшим лишних вопросов, была простая «подвода» - деревянная телега с деревянными же колёсами, запряжённая одной или двумя лошадь­ми. Возниц коренные ростовчане по старой тра­диции называли «биндюжниками». У них (этих биндюжников) был большей частью вид посто­янно хмельного, не очень опрятного человека в брезентовом фартуке, чья более чем простая оде­жда была пропитана острыми запахами конского пота и «Жигулёвского» пива местного разлива. В те времена дорожной полиции ещё не существо­вало, были лишь регулировщики уличного движе­ния, расставленные на особо ответственных пере­крёстках, и полосатыми жезлами они командовали редкими потоками автомашин. Поэтому посто­вым милиционерам, работавшим «светофорами» было недосуг проверять запахи, исходившие от людей, погонявших словами «Н-н-но!», «Т-р- р-р!», «П-пошла!» и просто звонким щёлканьем кнута на своих лошадок.

Телегами подвозили по утрам к магазинам раз­личные товары. Лошадки все были не молоды (скорее всего, их списывали с армейской служ­бы, а потому выглядели они мирными, тихими и и послушными. Пока такой «экипаж» стоял под разгрузкой возле торговой точки, ребятишкам эту уставшую от жизни животину можно было подкор­мить травкой или зелёной веточкой, оторванной от куста или дерева. Лошадки охотно ухватывали большими мягкими губами свежий корм, протя­нутый заботливыми детскими руками и несмотря на железные удила во рту не торопясь, степенно пережёвывали зелень. В ответ на наивную детскую заботу они лишь потряхивали не расчёсанными гривами, позванивая металлическими частями сво­ей сбруи.

В то время была ещё одна достопримечатель­ность - по улицам Ростова ходили красные, очень шумные на ходу вагончики - трамваи на четырёх колёсах. Они двигались по неровным рельсам, раскачиваясь и громыхая стальными колёсами. Трамваи двигались медленно, с раскрытыми на­стежь деревянными дверями. На задней площад­ке трамвая обязательно висело несколько чело­век, ухватившись за поручни. «Зайцы» ехали без оплаты, экономя тридцать копеек. Большинство из них были подростки, но и не только ростовчане юного возраста свисали с подножек. Было в горо­де двенадцать трамвайных маршрутов, которые связывали между собой все районы города. Это был основной вид общественного пассажирско­го транспорта в нашем городе. По главной улице города, от железнодорожного вокзала до завода Ростсельмаш ходил троллейбусный маршрут №1, он же и единственный. Синий троллейбус по срав­нению с трамваем был бесшумным и быстроход­ным. Но у троллейбуса двери закрывались авто­матически и он был лишён подножки, на которой можно было прокатиться хотя бы одну остановку.

Лазарев А. Г. Моё раннее детство. Первые осмысленные штрихи карандашом и пером на бумаге // Ростов-город, Ростов-Дон / Александр Георгиевич Лазарев. Ростов-на-Дону, 2016. С. 9-12.

ещё цитаты автора
ЛАВРОНЕНКО Константин Николаевич
ЛАКТИОНОВ Александр Иванович
 
12+