ПРОЗРЕНИЕ
Долгое время Криничка была единственным местом на Дону, куда стекались пешие паломники не только нашего края и Северного Кавказа, но и Украины и Центральной России. С развитием путей сообщения многие добирались железной дорогой до станции Синявка и там, если не случалось ненастья, брали подводу. Спад популярности Кринички начался с 1905 г.; «Донские епархиальные ведомости» от 1 июня 1914-го объясняли это тем, что «было даже несколько убийств с целью грабежа на большой дороге... По какому-то недоразумению и теперь еще нередко некоторые одинокие путники, особенно женского пола, подвергаются неприятности и обидам на пути из Ростова и Синявки, пролегающем чрез армянские земли». В связи с эти они предлагали самый удобный и безопасный путь: из Новочеркасска через Грушевскую станицу, посёлки Юдин, Генеральский Мост и далее по-над долиной Тузлова около пятнадцати вёрст.
Я бы добавил: и самый красивый! За селом Генеральским долиной Тузлова не устаешь любоваться: голубая, кое-где искрящаяся от солнца змейка реки, широкая долина с длинными островками кустарников, дальние бугристые берега в лёгкой дымке, а рядом — диковатые урочища-сады, картинно-изысканные и, казалось бы, кем-то продуманные, спланированные; однако — больше хочется верить, что таковыми создала их сама природа. Сразу за Генеральским в еле заметной ложбинке ровной цепочкой бредут к реке ясени и плодовые — как будто пробежал когда-то полноводный поток, принёс небывало плодородный слой, и тут же вымахла рощица, молодецки растопырив ввысь размашистые ветки; а дальше пойдут «круглые сады»: тонкие, воспарившие к небу клёны, словно кем-то кому-то торжественно преподнесённые; и много будет других садов, плодово-широколиственных, с нижними ярусами терновника и шиповника — произведения искусства да и только! За хутором Стояновым дорога спускается к мосту через реку; на правом берегу — село Петровка, где и находится чудо-криничка.
Теперь сюда устраивают однодневные «паломнические поездки» из Ростова и Таганрога: через Чалтырь, по голым «армянским землям». И неведома паломникам волшебная красота тузловской долины... Зато — приезжают в прекрасное место, где происходило и происходит много чудес...
Здесь некогда проходил Бахмутский шлях, а неподалёку на высоком кургане, как издавна рассказывали, стояла каменная баба, отчего и сам курган прозвали Баба, и ближнюю к нем балку Бабинской. И посёлок при ней, основанный, по определению войсковой канцелярии от 20 мая 1798 г., полковником Николаем Васильевичем Иловайским, тоже окрещён Бабинским. По той бабе позже назвали и почтовую станцию, а саму балку переименовали в Почтовую.
Поблизости, выше по течению Тузлова, в устье балки Желобок (позже — Грушина балка), из-под скалы на лужайку пробивался ручеёк. По весне юные пастухи раскапывали криничку и обкладывали её камнями, отчего и прозвали в народе родник Молодецким Колодезем.
<…>
Слава об источнике, который вскоре стали называть Бабинским, или Криничкой, разнеслась повсюду после того, как на глазах у толпы верующих исцелилась сорокалетняя казачка из Новочеркасска Матрона Андреевна Зотова, в течение восемнадцати лет страдавшая припадками падучей: её приложили к иконе, напоили и облили из родника, и она успокоилась. Криничку освятил священник из соседней Большой Крепкой слободы отец Андрей Китайский (произошло это спустя три дня после обретения иконы, но самой иконы батюшка уже не увидел), и «от этого стечение к ней народа продолжало всё более усиливаться и по временам возрастало до чрезвычайного количества: иногда к вечеру собирались тысячные толпы. По рассказам очевидцев, которые давно уже перемёрли, около 3-х месяцев после того вся обширная равнина к северу от источника и соседние холмы, полукругом её окаймляющие с юго-запада, представляли сплошную массу палаток, шатров и кибиток, так как сюда за помощию в разных болезнях обращались не только люди православные, но и армяне, даже татары и калмыки».
А Матрона Зотова поселилась при источнике и прожила здесь до самой смерти. Она принимала в своём доме паломников и кормила их; «Ведомости» рассказывают, что «ей самые щедрые благотворители жертвовали на приём странников, всё это она употребляла на них всецело, ограничивая собственные потребности до последней возможности. Больных не отпускала от себя до тех пор, пока они не выздоравливали; а кому из пришельцев выпадал жребий от Бога здесь же и умирать, она погребала таковых за свой счёт. При этом нашла ещё возможность собрать на построение храма при Источнике около 5000 рублей. Мало того; среди лесных пород в роще, окружающей его, лично насадила немало плодовых деревьев, из которых некоторые, наверное, сохранились и до сих пор, и хотя уже устарели, стали дуплисты, приносят еще иногда прекрасные плоды». О своих исцелениях богомольцы сами рассказывали в церковно-приходской летописи. Отступали болезни груди, головы, рук и ног, лихорадка, душевные недуги... Есть и легенда: однажды у Кринички пробыл на постое полк казаков, вернувшихся с тяжёлых сражений, — и все восстановили здоровье!
Примерно через пять лет земли у реки Тузлов, прилегающие к Бабинскому посёлку, достались полковнику Петру Иловайскому, который и основал на возвышенном месте свою Петровку. В 1848 г., когда у источника стояла уже часовня, войсковое начальство назначило Иловайского и есаула Ивана Каршина попечителями будущей церкви во имя Живоносного Источника Божией Матери. Летом следующего года, в августе, заложили каменный храм, проект которого составил архитектор Иван Вальпреде — в древнемосковском духе, с крупными «створчатыми» наличниками, с круглыми апсидами. Строить его решили не у родника, а выше, на террасе юры, чтобы своей тяжестью храм не наседал на водоносный грунт. Основные средства выделил Войсковой Наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов, он же с супругой пожертвовал храму, оконченному через восемь лет и освящённому в честь Живоносного источника (а старую церковь переименовали во Владимирскую) дорогую старинную икону. Храм и сооружённая впоследствии восьмиугольная деревянная часовня были увешаны иконами — приношениями богомольцев. Документально известно, что в 1899 г. попечителями церкви являлись отставной хорунжий Иван Павлович Краснощёков и коллежский секретарь Марк Александрович Лакиер.
Известно и то, что Криничку посещало и семейство Чеховых. Иначе быть не могло: Петровка лежала на пути в Большую Крепкую, где жили Егор Михайлович и Ефросинья Емельяновна Чеховы, служившие в имении графини Платовой. Об одном посещении Кринички — летом 1873 г. — вспоминает брат Антона Павловича Чехова Михаил Павлович: «До Кринички добрались к вечеру, когда заходило солнце. Это было обыкновенное село, в котором при церкви стоял колодец с очень холодной водой, почитавшейся целебной. Около колодца был выстроен барак, в котором этой водой обливались, черпая её вёдрами. При въезде в Криничку Антон, всё время не оставлявший Николая в покое своими шутками, наконец не выдержал и сбил с его головы цилиндр. Шляпа попала как раз под колесо, и её раздавило так, что с боков повылезали наружу пружины. Тем не менее безропотный Николай подобрал свой головной убор, снова надел его и так, с торчавшими из боков пружинами, и продолжал дальнейший путь, А в это время Александр кричал сколько хватало у него сил:
— Эй, дивчина! Поди скажи батюшке, что архиерейская певческая приехала!
Не успели приехать и остановиться у какого-то крестьянина, как Александр и Антон уже достали откуда-то бредень и пошли на реку ловить рыбу. Поймали пять щучек и с полсотни раков. На следующий день мать сварила нам превосходный раковый суп.
Мы провели в Криничке двое суток и затем отправились к дедушке в Княжую, вёрст за двадцать в сторону от Кринички».
<…>
В 1911 г. был освящён южный придел в честь Иоанна Богослова. Через два года недалеко от храма по инициативе жителей посёлка Петровского в честь 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости открылся памятник покойному императору Александру II.
Конечно, после революции от памятника ничего не осталось. Церковь спасло то, что в ней устроили склад, и после войны — ремонтную мастерскую сельхозтехники. А люди все приходили и приходили к источнику... Суровая борьба с таким «безобразием» пришлась на хрущёвские времена: на церковные праздники вокруг храма ставили оцепления, на верующих устраивали облавы; я слыша даже о том, что некоторые из богомольцев крадучись шли к храму и ночью. Власти распорядились часовню сломать, а криницу засыпать землёй. Однако не помогло — кто-то упрямо раскапывал! Тогда источник завалили глыбами камней. И добились ведь своего: паломничество прекратился ...О восстановлении храма первой стала хлопотать Зоя Ивановна Королькова; воодушевление передалось и другим местным жителям. С помощью колхоза они вынесли в помещения храма мусор и металлолом, откопали источник и поставили сруб, провели косметический ремонт. В храм пришёл служить священник...
<…>
Храм почти восстановлен. В нём просто и уютно. Центральную часть пока занимают хозяйственные предметы, а придел очень напоминает опрятную деревенскую комнатку. Много икон, небольшой иконостас. С террасы сходит лесенка к оштукатуренной остроконечной часовне. Рядом — купаленка: там обливаются из ведра целебной водой. От часовни идёт аллея к кленово-ольховой роще и выходит на поляну, на краю которой заметны остатки фундамента: здесь стоял дом священника. В роще, которая всеми своими упруго-тонкими ветвями струится к небу, весной вовсю поют соловьи...
Скоро будет готов дом для паломников — и число их намного возрастёт. Криничке возвращается былая слава!
Сокольский Э. Прозрение //Дон потаенный : краеведческие очерки / Эмиль Сокольский. Ростов-на-Дону, 2017. С. 17-23.