ТАНАИС, или каким мог бы быть фильм про Танаис

В фильме не нужен диктор­ский текст. Необходимое ска­жут герои в ответах-разгово­рах-размышленьях перед ка­мерой (коротких; порою в одну-две фразы). Да и кадры построятся так, чтобы нести сопоставления и акценты без словесного обсказа.

Заранее не приготовить всех камешков-картинок, из которых сложится танаисская мозаика. Но можно обозначить приметы жанра: ими будут сдержанная лиричность, наблюдение, и, в меру умственных сил авторов, философичность. И каждый зритель сам выберет свои ак­корды из танаисского многозвучья.

...Не было тогда, ни Таган­рога, ни Ростова, а Азовское море было тогда Меотидой... Но теперь оно не Меотида, и расположен Танаис теперь меж Ростовом-на-Дону и Таганрогом. До недавней поры к тому же звался он Недвиговкой.

Недвиговка, впрочем, осталась; это Танаис отделился. Заезжему странно прочесть в расписании электричек: «Вареновка... Танаис... Бессергеновка...» — но мы привыкли. Все нормально; Танаис, Следующая — Синявка.

С бугра видно: блещет До­нец, а тут полынок серебрит­ся. Жарко. Под стенкой из камня-известняка пасется чья- то коза... А стенку эту сложи­ли до нашей эры.

Дальше виден дворик с по­стройками. Дом при дворике — музей; дальше — жилье; в хозпостройках разместились мастерские художников.

Кроме художников, тут еще и поэты, И просто вообще творческая молодежь. Вечера­ми над притихшими раскопами слышится постук пишущей ма­шинки.

Танаис для них — почти Олимп, или Парнас.

В отдалении — Башня Поэ­тов. Возведена поэтами. Дей­ствительно башня. В ней за­пираются, чтоб написать сти­хи. Из нее, наконец, выходят, чтобы их обнародовать. Под башней — ложбина для кол­лективного слушания. Это всерьез.

<…>

...В залике музея — очеред­ная экскурсия. Голос экскур­совода: «...в первом тысячеле­тии до нашей эры. Обратите внимание на эту надпись...».

Обыденно-официозная жизнь Танаиса. То, для чего он фор­мально существует. Тот Тана­ис, который — для не знаю­щих, его.

Раскопки ведутся вяло: нет денег. В земле гораздо, больше, чем отрыто.

Молодые поэты — и немолодые — читают друг другу и девушкам свои стихи. Летней ночью. Музей в темноте, ос­вещен только дворик. Цикады. Все так же, как тысячи лет назад. (Поэзия вечна. И повсеместна. Читают ли стихи НЛО-тяне? Безусловно).

Валерий Чеснок: «Половину танаитов знаем по именам. Биографии кого-то знаем. В общих чертах, конечно... Как у них тогда складывались жиз­ни». «Ну, и как?».

Перед тем, как ответить, Чеснок тихо смеётся. Он буд­то, не с нами, его взгляд проз­рачен.

Танаиты среди ростовчан. Наши танаиты.

Тут, в Ростове, у них одна жизнь, там — другая. Совсем другая. Какая же настоящая? Обе? Может ли так быть?

Мы узнаем их в толпе. Мы ведь уже знакомы. Сами по себе они не выделяются. Лишь там — среди древних камней, на полынных холмах, в уголке за музеем — они станови­лись отметны. Этот заворажива­юще пел; а вот эти — ну да, это они!.. — эти спорили но­чью во дворике; но где, же та девушка?..

Она у себя. Зимний день неярок. Она склонилась над шитьем. Ребенок в ногах.

Ростов для нее — зима. А весна и лето, и вообще все тепло — Танаис.

(Ветка в дереве рассказа. Скрытая сторона феномена «Танаис», куда вторгаться на­до осторожно. Или не втор­гаться).

Белый покой. Зима остано­вила действие, убрала персо­нажей.

В своей новой жизни Танаис принадлежит не только людям, но и природе. Активность сме­няется анабиозом.

Молчанье. Безлюдье. Застылость.

Но зато по соседству, в Рос­тове, — топчут и топчут снег мужики, у бетонного дота, торгующего пивом. Дот назы­вается «Танаис». Когда спустится ночь и мужики уйдут, эти буквы — огромные — бу­дут пылать над входом: ТА­НАИС.

Ну, почему же — «Танаис»? Почему?..

Странная субкультура; Воз­никла и развивается. «Танаис». Греческий: город. 40 км от Ростова», по-английски, псевдоимпорт, самопальная хозяйственная сумка. (Помните? Такая же точно — «Мальбо­ро».) Что объединило эти два слова? «Танаис» — телеан­тенна. «Танаис» — брелок. «Та­наис» — «а множестве раз­личных и неожиданных пред­метов, не имеющих к Танаису никакого отношения. Число их все больше. Уже необъяснимо­сти пошли. Продается обычный сундук, такой, как сто лет продавался, а в ценнике — «Танаис». Так захотела себя назвать группа людей, выпус­кающая мясо по кавказским рецептам. В Батайске.

Очевидно, Танаисом хочется осениться. Зачем?.. Почувство­вать себя причастным к древ­ности? истории? культуре? Или Танаис — это престижно? Ком­мерческая выгода? (Вряд ли. Ведь все продалось бы и так).

Еще одна ветвь расска­за.

Вновь расширяя подвластную себе территорию, Танаис ста­новится неким ИСТОЧНИКОМ; из которого всякий может взять что-то. Не только индивиды. Пласты, слои, прослойки выражая себя, извлекая свое. Или — наоборот? — вклады­вают свое в то, что они назы­вают «Танаис». У одних это пушкинский праздник, пе­сенный клуб, театр. У других нейтральные промтовары. У третьих — пивная, кич...

Каждый считает, что имеет на Танаис право. Это говорит о том, что Танаис воспринима­ется как личное. (В чем дело? Почему? Ведь он, во-первых, не наш город, а греческий; а, во- вторых, — во власти археоло­гов). И при этом он есть ка­кое-то очень широкое явление. Донская достопримечатель­ность? Нет, не то. Вешенская более в этом роде, и известна далее, чем Танаис, а антенну ею не назовешь. И на спине своей куртки не напишешь.

В Танаис можно вкладывать себя.

На секунду послышался го­вор незнакомоязычной толпы!.. Что-то мелькнуло... По пояс из раскопа — древний грек! Чер­нобородый, в хитоне. Покосил на нас, как лошадь, большим горячим глазом, нырнул об­ратно.

Спешим, вне себя, к расколу. (Камера прыгает от бега, в кадр попадают, спины опере­дивших):

Заглянули... Никого.

Конечно.

Но обернулись — а он по­зади!

Гудок электрички. Виденье пропало. Нет грека, как не бы­ло. Руины, трава, тишина... Легкое «ж-ж-ж» шмеля...

...Ударили пальцы по стру­нам. Запел крепкий голос Ген­надия, первого барда Ростова. Фестиваль КСП, клуба самодеятельной песни. Еще один лик Танаиса.

...Редкость: спектакль на античной площадке. Декорации — сам Танаис. Пьеса — тоже самодеятельность — сочинена специально. Зрители на скло­нах холмов.

<…>

Но Танаис сегодня — это мы сегодня, и я не брошу камень в нас. С отчаяньем обра­щусь в сторону государства, отрекающегося от культуры.

Новые люди несут сюда но­вые веянья — или новые ве­янья несут сюда новых лю­дей? Пахнуло тут было Касталией… Но теперь Касталь­ский ключ заменен «родником с Живой водой» — для всех, для любых, по группо­вой путевке тайны мироздания за несколько рублей.

Людям нужен Парнас, (Который, как и многое другое регламентом нашего быта оказался исключен), и Танаис сейчас играет его роль. И еще много ролей. Он — место роздыха души. И настоящей ее работы. Место осуществления.

Человеку в жизни мало одной жизни. Танаис — место, где можно зажить параллельно. То есть, вообще-то, даже по-главному. Еще вариант названия фильма — «Жизнь одновременно c жизнью».

Любопытно: Танаис для других ростовчан — это день рождения Пушкина.

Что, не празднуется Пуш­кин в Ростове?

Празднуется, и еще как, в нескольких местах сразу — и разумеется, у памятника, — да с возложением цветов, да с выступлением членов СП, с концертами (артисты филармонии, коллективы профтех­образования и пр.). И с воо­душевлением, отнюдь не для одной лишь галочки.

Но все же в субботу официальная часть. А воскре­сенье принадлежит Танаису.

В субботу — праздник. В воскресенье — празднество.

Электрички переполнены.

И стар, и млад — стекаются с утра. Встречаются, здорова­ются знакомые. (Нередки та­кие, что видятся друг с дру­гом раз в год — в этот день, здесь). Древнегреческие стены облеплены детьми. Холмы пе­стрят. Стихи — чуть ли не в каж­дом раскопе... Пиршество поэзии, переходящее затем в просто пиршество. Ночью фейерверк над Башней.

Пушкин и Танаис — нет прямой связи. Но та непрямая, которая есть, — мощнейшая связь. Всеобщечеловеческая идея.

Немало людей скажет, что в Танаисе иначе думается. И они стремятся туда именно за этим. В Танаисе многое иначе. Многое возможно. По слу­хам, в Башне начато решение проблемы перехода в другие пространства.

Я думаю, Танаис — это чу­до. Почти как НЛО, призем­лившийся на базаре! Только лучше. Потому что — нaше. Не улетит. Это подарок, сделанный нам Временем. По­дарок — это праздничность. Аура праздничности стоит над Танаисом даже в самые тихие знойные дни.

Коломенский, М. Танаис, или каким мог бы быть фильм про Танаис // Молот. 1991. 18 мая. С. 6.

ещё цитаты автора
КОЛЕСНИКОВ Гавриил Семёнович
КОМИССАРОВ Евгений Александрович
 
12+