На календаре был ноябрь 1941 года. Эсэсовец остановился возле женщин, пугливо прижавшихся к решетке двора чеховско­го музейного домика, презрительно обвел их холодным взглядом и, пошатываясь, ударом подкованного сапога распахнул калит­ку с надписью: «Домик А. П. Чехова». Женщины робко следили за непрошеным гостем. Тот неверным шагом прошелся по дорож­ке вдоль сиреневых кустов, предусмотрительно оглядываясь по сторонам, и стал рассматривать дворик музея с его постройками, будто хозяин, купивший новое подворье. В полуоблетевшей зеле­ни сирени увидел бюст писателя из камня, окруженный пунцо­выми каннами. Под ироническим взглядом Чехова колючее ли­цо унтера сморщилось и потускнело. Сдвинув на затылок двух­этажную фуражку с орлом «третьей империи» и свастикой, он приподнялся на цыпочках и плюнул в бюст. Помедлил и по-собачьи осквернил его...

Стоявшая позади старушка всплеснула руками. Она расте­рянно засуетилась и исчезла в воротах соседнего дома. Вскоре вернулась с ведром колодезной воды и, подойдя к памятнику, омыла его. Унтер молча выбил из рук женщины ведро и, ухмы­ляясь, продефилировал к домику, что сиротливо горбился в кон­це двора. Здесь снял перчатки и... цинично расписался в «Книге посетителей музея...».

Так в октябре 1941 года началась оккупация родины Чехо­ва. Методично и расчетливо фашисты пытались разрушать память об Антоне Павловиче. Из домика, где родился писатель, выбро­сили все, что напоминало о его патриотической деятельности. В здании бывшей мужской гимназии, где когда-то учился Антоша Чехонте, устроили гестаповский застенок, наводивший ужас на жителей города. Каменную лестницу, которую так любил посе­щать в часы досуга гимназист Чехов, опутали колючей проволо­кой, и не раз таганрожцы находили там, среди поверженных ан­тичных статуй, некогда украшавших лестницу, трупы своих со­граждан.

Бывший городской сад, живой памятник гимназической юно­сти Чехова, любившего проводить время за книгой в тенистой гимназической аллее, был превращен в лесопилку, откуда выво­зили на Миус-фронт лес для строительства укреплений и обогре­ва землянок. Та же участь постигла и другого зеленого друга юного Чехова — знаменитую рощу Дубки. Сад (ныне Парк куль­туры и отдыха) и роща почти полностью были вырублены окку­пантами. Поредели и скверы на улицах Таганрога, в озеленении которых активно участвовал Антон Павлович.

В театре, где юный Чехов обрел мечту драматурга, устрои­ли игрище. Там под животное завывание господ офицеров «де­вушки» показывали, как из пены морской рождается Венера…

Городской краеведческий музей, созданный с помощью вели­кого писателя, превратили в место снабжения гитлеровцев худо­жественными ценностями. Уникальной мебелью музея, коврами, предметами быта, картинами-шедеврами украшались квартиры и учреждения захватчиков. Были похищены богатейшие коллекции монет и медалей времен царствования Анны Иоанновны, Петра Второго, Петра Третьего, Павла Первого; исчезли иконы и крес­ты XVI—XVII веков, старинное русское оружие, художественный фарфор и фаянс работы русских, китайских и японских мастеров. В Германию были вывезены оригиналы многих произведений русской классической живописи («Березовая роща» и «Сосновый бор»— И. И. Шишкина; «Девочка» и «Умирающий крестьянин» — Н. П. Богданова-Бельского; «Буря на море» и «Закат на Черном море» — П. К. Айвазовского; «Боярышня» — К. Е. Маковского; «Пруд с ветлами» — В. Д. Поленова; «Ратник» — И. М. Пряниш­никова; «Прибой» — Р. Г. Судковского; «Девушка у ручья» — А. Г. Риделя и др.). Пятьдесят пять картин похитили оккупанты в картинной галерее Таганрога.

Сначала немцы разместили в музее воинскую часть, затем открыли «Музеум-парк-кафе». По воскресеньям там играл духо­вой оркестр, а по средам и субботам устраивались офицерские балы.

В июле 1943 года командующий таганрогским участком Миус-фронта генерал Рек-Нагель устроил в музее гросс-бал; на нем был инсценирован прием генерала... Екатериной Второй. Бутафор­ская «императрица» со смирением вручала своему соплеменнику... русскую землю на золотом блюде, украденном в музее. На не­мецком языке она приглашала разделить с ней русский престол. После такого «исторического» акта в дворцовых залах музея бы­ла учинена оргия. Подгулявшие солдафоны щедро одаривали своих «фрау» драгоценными экспонатами.

Заглянул германский унтер и в Литературный музей А. П. Че­хова. На этот раз он пришел в образе «доктора» юридических наук, владеющего, как он сказал, двадцатью языками, «профессора» Мюнхенского университета господина Курца. На великолеп­ном русском языке он сказал сотрудникам музея и библиотеки:

— Теперь вам книги не нужны. Никто вам их печатать не будет. Для чего? Раньше я не мог равнодушно пройти мимо книж­ной лавки. Теперь я вполне равнодушен. Военная техника — вот наша цивилизация. А в этом храме, — Курц ироническим взгля­дом указал на залы чеховского музея, — будет наш храм, люте­ранская церковь. Потрудитесь убраться отсюда.

Взял из шкафа три томика Толстого и ушел, вежливо попро­щавшись.

А поздно вечером к библиотеке имени А. П. Чехова подка­тили два грузовика, погрузили книги и увезли. Подобные опера­ции повторялись и потом.

Двадцать два месяца оккупанты чинили грабеж, и все это время группа отважных людей — музейных и библиотечных работников, в меру сил своих сопротивлялась насильникам. Смотри­тельница Литературного музея Анастасия Терентьевна Балухатая, мать известного чехововеда — профессора Сергея Дмитрие­вича Балухатого, вместе с научной сотрудницей музея Марией Николаевной Бондарь сумела спрятать в своей квартире и сбе­речь около 600 книг из личной библиотеки А. П. Чехова и несколь­ко дорогих передвижных выставок, посвященных Пушкину, Лер­монтову, Горькому, Шевченко, Маяковскому. Хранитель Домика-музея А. П. Чехова, Федор Тимофеевич Губа, сберег многие экс­понаты музея, успев подобрать и то, что «новые хозяева» выбро­сили на помойку, как мог отремонтировал домик, пострадавший от бомбежки: остеклил, побелил, заделал пробоины, покрасил. А работницы краеведческого музея надежно спрятали в подвале научную библиотеку, завалив ее строительным хламом, и ряд бес­ценных вещей, ускользнувших от внимания «шефа» Леберта.

За время оккупации Таганрога перестали существовать как научные и культурно-просветительные учреждения музеи, библио­теки и другие чеховские памятники. Это было продолжение вызова великой русской культуре, начатого германскими варвара­ми во время русско-германской войны 1914–1918 годов. Тогда они перелили на пушки единственный в мире памятник Чехову, ус­тановленный почитателями русского гения в Баденвейлере. Те­перь хотели уничтожить памятники, созданные народом в Таган­роге, вытравить из памяти земляков само имя писателя-патриота.

Красная Армия освободила Таганрог 30 августа 1943 года, а 4 сентября в книге посетителей Домика-музея А. П. Чехова по­явилась запись старшего лейтенанта А. Г. Хромова: «Слава ос­вободителям Таганрога, не давшим немецким бандитам разру­шить Домик-музей нашего великого Чехова».

«Большая благодарность патриотам, — записал 8 сентября 1943 года капитан Наумов, — сумевшим сохранить колыбель Чехова от каннибалов в трудное время оккупации».

Бондаренко, И. И. Письма // Следы его жизни : книга о Чехове / Иван Бондаренко. Ростов-на-Дону, 1992. — С. 24-26.

ещё цитаты автора
БОНДАРЕВСКИЙ Игорь Борисович
БОНДАРЕНКО Игорь Михайлович
 
12+