БЫВШИЙ «МАРС» И РОЗЫГРЫШИ
Известный всему миру как восьмое чудо света тридцатых годов ростовский тракторообразный театр во время войны был взорван, и до весны 63-го года артисты играли спектакли в помещении бывшего Коммерческого клуба — в нынешней филармонии. Видно, из уважения к богу войны до революции клуб носил хлесткое название «Марс» и, хотя, по сути был обыкновенным увеселительным заведением с рестораном, рулеткой, концертным залом и номерами и, куда вернее было бы назвать его «Бахусом» или «Венерой»; фактически «Марс» являлся зимним помещением Ростовского Коммерческого клуба. Еще известно, что до революции фасад «Марса» украшала реклама завода «Эмальпосуда», принадлежавшего австрийской концессии «Жест-вестен» и выпускавшего ведра, кастрюли и чайники, и что благодаря этой рекламе в головах многих местных жителей сложилось ложное представление об этом клубе — кастрюли и чайники стали путать с рулеткой и номерами, и кто-то даже с пеной у рта утверждал, что «Марс» принадлежит концессии «Жест-вестен», а вовсе не Коммерческому клубу.
Построенный петербургским архитектором в центре города, на Большой Садовой, напротив пышных лип Коммерческого клуба — сегодняшнего Первомайского сада — уютный, трехэтажный «Марс» сверкал огромными полукруглыми витринами с пальмами и фикусами в изящных кадках, и само расположение клуба, и почти классическая строгость его архитектуры привлекали всеобщее внимание.
Сад коммерческого клуба занимал целый квартал, от Крепостного до Нахичеванского переулка, и был огорожен высоким каменным забором с ажурными коваными решетками, сделанными по проекту Соколова, на которых, в медальонах в виде овальных лавровых венков, красовались буквы КК — Коммерческий клуб.
На западной окраине сада, на углу Садовой и Крепостного, был построен существующий и сегодня и явно утверждающий тяготение построившего его рижского архитектора к русскому ампиру, с отголосками монументальности и богатства древнего Египта и Рима, летний двухэтажный клуб.
Восточную часть сада и сегодня украшает каменная ротонда, примечательная тем, что построена она на месте одного из редутов бывшей крепости Дмитрия Ростовского. Под ротондой, которую ростовчане называют беседкой, — каменный грот, перед ним бассейн с рыбками и фонтанами. Старожилы рассказывали, что однажды какой-то купец привез в Ростов моржей и их поместили в гроте, и кормили якобы франзолями, то бишь французскими булочками, которые теперь называют городскими.
Между зданием летнего клуба и ротондой был разбит сад с великолепными клумбами, аккуратными аллеями, засаженными удивительно одинаковыми липами. И на Садовой, вдоль всего квартала, перед забором Коммерческого клуба с садом, под руководством служащего городской управы Петра Афанасьевича Зимина, были посажены три ряда таких же великолепных, кем-то названных королевскими, лип, ставших впоследствии одним из символов Ростова — прекрасной липовой аллеей.
Но вернемся в послевоенные годы, когда для бездомного ростовского театра в разбитом городе не нашлось ни одного здания с уцелевшей сценой, кроме «Марса». Однако ни зрительный зал с добротными деревянными креслами, с тяжелым бордовым занавесом и ложами драпированными такого же цвета бархатом; ни мягкие ковры в проходах; ни сияющие люстры и плафоны; ни фойе с огромными окнами и тоже с бордовыми портьерами на них; ни колоссальные настенные зеркала, удваивающие размеры и без того просторного паркетного фойе; а тем более все, то, что осталось в далеком прошлом «Марса» — рулетка, что была на втором этаже и не подлежащие описанию, по причине престижа «Марса», так называемые номера третьего этажа, никак, увы, никак не способствовали тому, чтобы сегодня на сцене бывшего «Марса» можно было играть спектакли, ибо никакая роскошь прошлого — бронза, хрусталь, бархат — театру не помощники. Здесь просто не было никаких помещений для парикмахерской, костюмерной, реквизиторского цеха, а тем более для декораций; не было гримуборных, не считая крохотной комнатушки у правой кулисы. Не было закулисной части. И все же, из всего уцелевшего, более подходящего помещения в городе не было. И потому все эти бедные службы, без которых театр невозможен, вынуждены были буквально уйти в подполье и ютиться в сырых и темных клетушках подвалов «Марса», с тусклыми лампочками и комарами, с сыростью и ароматами туалетов, душевой и табачного дыма, под стать солдатским казармам. А если кто-то усомнится в том, что в ростовских подвалах возможны сырость и комары, напомним, что в этой части города из-за близости подпочвенных вод сырые подвалы не редкость.
Атаров, Ю. Бывший «Марс» и розыгрыши // Я со сцены смотрел на жизнь: (cтихи. Записки актера) / Юрий Атаров. — Ростов-на-Дону, 2000. — С. 132–136.