Учебное заведение, обозначенное в моей комсомольской командировке, именовалось ДОПТом — Донской областной педагогический техникум.
Секретарь приёмной комиссии Алексей Кондратьев, говорливый парень с любопытными глазами и маленьким носиком, одетый в парусиновую толстовку с чёрным галстуком, на ногах сандалии, вручил мне два листа бумаги.
— Это для заявления, а это анкета; нужно заполнить всякое там: родился, крестился, учился, женился, а если нет, то почему?
Я пристроился к подоконнику, заполнил анкету и написал заявление. Оно гласило «Занятый борьбой с бандитизмом и проведением хозполиткомпаний, я не имел времени подготовиться к экзаменам. Прошу принять без испытаний».
— Чудесно! — сказл мне секрктарь, то ли одобрительно, то ли насмешливо, рассматривая мои бумаги.
Справка о социальном происхождении была форменная — со штампом и печатью сельсовета, справка же «по части образования» ему не понравилась.
— Печать пустая… Ну что это за колесо?
Печать и в самом деле была необычна. По её окружению читалось — Каменская мужская гимназия, но вся середина отсутствовала, будто катился обод колеса.
Справку эту я получал в 1920 году, собираясь поступать на педагогические курсы. Тогда школа II ступени, в которую превратилась моя гимназия, пользовалась печатью, изготовленной ещё во времена всевеликого Войска Донского. Когда-то посредине печати скакал олень, пронзённый стрелой. Но оленя пришлось срезать — иные времена.
— Может, у вас ещё какие-нибудь документы насчёт образования есть?
— Если вас не устраивает колесо, могу представить вам вот эту грамоту — похвальный лист за успешное окончание четвёртого класса гимназии.
Большого формата, на плотной бумаге, мой похвальный лист был многократно свёрнут и за долгую трудную дорогу сильно измялся. Кондратьев с любопытством разгладил его на столе.
— Подпись Митрофана Богаевского... Это интересно. Ишь какая размашистая! Донской Златоуст... А видом на образование эта грамота всё равно служить не может.
Мне очень не нравился насмешливый, покровительственный тон этого парня в парусиновой толстовке, я решил с ним тоже не церемониться.
— А что, собственно, вас смущает? Подпись Митрофана Богаевского? К моему глубокому сожалению, не я ведал назначением директоров гимназий. Может быть, документ подложный?
— Ну что вы!.. Я далёк от этого.
— Значит, документ подлинный, за подписью директора и всех членов педагогического совета. Выходит, что я всё-таки окончил четыре класса гимназии. А больше для поступления к вам и не требуется. И просьба — когда мои документы пройдут приёмную комиссию, вы их мне верните. Мне нужно поступать ещё в художественную школу и в университет.
— В консерваторию тоже? — сощурился Кондратьев.
— Не мешало бы и туда. На хуторе я неплохо играл на гармошке, а в гимназии по вечерам учился играть на скрипке.
— Ну ладно, доложу приёмной комиссии... Там видно будет!
И Кондратьев положил мои бумаги в папку.
— А в вашу столовую меня зачислите?
— Зачислим в ДОПТ, зачислим и в столовую. А пока ничем помочь не могу... Да теперь это не проблема — на базаре и в магазинах еды полно.
— А жить мне где?
— Мы скоро переезжаем на Ткачевский, 111/113. Идите прямо туда. Правда, жить пока трудновато.
Большой трёхэтажный дом, куда меня послали, был только что освобождён каким-то учреждением; в здании, что называется, были только голые стены. В дальней комнате на третьем этаже я расстелил на полу у стены шинель и с несказанным блаженством растянулся на ней. В поле мы подкладывали под голову старый зипун или мешок с зерном. А тут пришлось довольствоваться «горбовиком», в котором оставалось только бельё, хлеба там уже давно не было. Но всё равно, растянувшись на дощатом полу, я почувствовал себя счастливым человеком.
Алпатов, М. Возвращение в юность : автобиографическая повесть / М. Алпатов. — Москва, 1983. — С. 5–8.