Иное дело Дон и особенно Донец. С севера и востока каменноугольная область окружена Донцом; уголь находится и на восточном (левом) берегу Донца. Весь угольный край изрезан притоками этой реки. Оттого она и дала свое название всему каменноугольному бассейну. А Донец, или, как его называют в географиях, Северный Донец, впадает в Дон, по которому еще Петр Великий сплавлял свои корабли к морю, тут ход пароходам, подъем возможен почти до Ельца, и, следовательно, чрез Донец есть возможность попасть углю водным путем в центр Poccии. Вот путь углю к северу и здесь же ему новый выход на юг, в Азовское море, которое можно рассматривать, как широкое устье Дона.
Донской бассейн, хотя и много меньше волжского или днепровского, но все же громаден. По прямому пути от Таганрога при устьях Дона, до Ельца или точнее до станции Дон, орловско-грязской железной дороги, расстояние около 600 верст, по дорогам или по реке конечно много более, а от Ельца до Москвы прямое расстояние около 300 верст. Следовательно почти две трети пути до Москвы уголь может плыть по воде. Знаю, что тут необходимы затраты не только частных предпринимателей. Но и казенные — для регулирования Донца и «тихого» Дона, так как путь даже от Ростова до Калача сопряжен с препятствиями и задержками от мелей и перекатов. Но однако, не такие реки как Дон или даже Донец, а несравненно менее пригодные, в роде Шельды или Роны, Сены или Гаронны — делали же судоходными и расходов для этого надо не десятки миллионов рублей сразу, как для железных дорог, а всего сотни тысяч, на несколько лет. Знаю, что не в моде ныне у нас водные пути. Знаю, что железные дороги успешно соперничают с водяными дорогами. Знаю, что на зимнее время потребуется при сплаве угля водою, — позаботится о складах, а к ним не привыкли у нас, и они потребуют новых капиталов. Знаю, что доставка по извилистой реке, необильной водою не может быть особо дешевою; знаю, что знатоков водного дела у нас мало, чтобы сделать дело регулирования рек как следует. Знаю это, а все же считаю водный путь по Донцу, а потом по Дону тем естественным путем сбыта донецких углей, который должно устроить paнее, чем какую-нибудь новую железную дорогу или какую-нибудь иную водную систему и только потому что на Донце лежит уголь, a он России теперь надобен как хлеб, но еще потому, что водяной путь примет много угля, теперь лежащего втуне, вообще вызовет самодеятельность, еще и потому что на водяной путь концессий не дадут и он может быть совершенно устроен на деньги сравнительно малые и притом, постепенно; наконец потому я убежден в настоятельной надобности устройства именно этого водного донецкого пути, что он будет свободнее всякой железной дороги и только с ним и чрез него начнется настоящее народное угольное дело, но будет оно окружено и запутано всеми теми трудностями, какими сопровождается его отношение к железным дорогам. Тут очередей не заведешь, привилегий не придумают, тут предприимчивость, практическая сноровка, исправность и добросовестность больше будут значить для успеха, чем те приемы, которые господствуют на железных дорогах, благодаря их полуказенным, полумонопольным, полуконцессионным порядкам.
Но войдем в некоторые подробности, чтобы лучше разобраться и притом ограничимся одним Донцом, так: как Дон все же известнее Донца и на Дону все же и ныне есть уже водяное движение: ходят пароходы, баржи, плоты. Притом с Донцом я познакомился больше и лично, и по архивным документам и по расспросам.
Вся длина Донца больше чем Вислы или Западной Двины, чуть ли не такая же как Рейна, около 1000 верст. Величина донецкого бассейна около 62,000 кв. верст, то есть такая же почти как у Сены и Роны. Ширина Донца в летнее, меженное время очень неодинакова в разных местах. Для местностей, лежащих ниже Лисичанска, привожу ширину реки по данным Горного луганского управления. «Средняя ширина Донца может быть принята в 30 или 35 сажень, но местами, особенно ниже впадения Луганки и Калитвы, достигает 50, 70 и даже 100 сажень; местами же нанротив того она суживается между скалами до 7 и 10 сажен. Таких мест однако не более шести». Глубина часто в 1,5 сажени, местами становится еще большею (до 7 сажен), а местами уменьшается до образования перекатов и молей. Среднюю глубину можно принять в 2 аршина; а до 1,5 аршин глубину вероятно можно будет легко довести на самых мелких местах, если течение где следует сузить, перекаты очистить землечерпательными машинами и боковыми каменными насыпями, а воду с верховьев спускать когда надо, пользуясь теми «лиманами» или озерами, которые в огромном количестве находятся около левого берега реки и наполняются весеннею водою, а уровень летом имеют выше Донца. Его течение каждую весну меняется по широкой долине левого берега и только в скалах ниже Каменской станицы, где Донец течет среди твердых пород каменноугольной эпохи, положение реки строго определяется вымытым руслом, всюду покрытым легким наносным песком и илом. Идет Донец с севера из Курской губернии, протекает мимо городов Белгорода, Волчанска, Чугуева и Змиева) посредине Харьковской, составляет потом границу между нею и Екатеринославскою губерниею и входить наконец в землю донских казаков, где и впадает двумя руслами в Дон около Золотовской станицы. По прямой линии от истока до устьев около 500 верст и общее направление течения с северо-запада на юго-восток. Излучины, кривизны местами значительны, но если путь по реке только в два раза более прямого, значит в целом они не велики. Это не канал, но сделают из него когда-нибудь каналообразную речную дорогу, потому что множество излучин особенно в низовьях чуть не ежегодно, после разливов, меняет русло и искусственными сооружениями легко направить эту работу природы на то, чтобы год от году прямизна возрастала. Общий изгиб Донца и его течение отвечают форме того донецкого кряжа, который определяет явно форму рельефа донецкого бассейна. Множество рек впадает в Донец и многие из них могут доставить возможность, хотя бы только весною или при искусственных сооружениях, сплава по ним грузов в Донец. Идя снизу и доходя только до Изюма наиболее крупные реки, вливающиеся в Донец суть следующие:
Справа (верст 15 выше устья) впадает р. Кундрючья; она течет почти с запада, длина более 100 верст; по ее берегам залегают почти сплошь антрациты и полуантрациты. Протекает около Сулина, где завод г. Пастухова, на воронежско-ростовской дороге.
Слева (около 40 верст выше устья) впадает в Донец р. Быстрая, текущая с севера и на ее берегах, по крайней мере на десятки верст снизу, известны залежи угля. Но они не добываются — путей сбыта нет.
Справа вливается р. Лихая, текущая от станции Зверево с запада, и на ее берегах знают залежи угля. Часть их, лежащая около железной дороги добывается.
Слева (немного далее устьев Лихой, верстах в 70 от устья Донца) впадает с севера р. Калитва; это опять река длиною более 100 верст и опять на всем нижнем течении здесь угли известны и даже частию добывались.
Между Каменской и Гундоровской станицами справа Глубокая, а слева впадают в Донец небольшие, но углем богатые реки Малая и Большая Каменка.
С севера, то есть на левом берегу. Донца, впадает Деркул, на немъ уголь не известен. Здесь угольная почва прикрыта новейшими образованиями и здесь следует искать угля.
С юга и юго-запада, то есть чрез левый берег Донца, вливаются Луганчик и Лугань, в системе которых идет добыча курных углей, хотя в низовьях, около самого Донца добычи нет, потому что здесь каменноугольные пласты прикрыты меловыми, образующими такой выступ, что течение Лугани почти параллельно течению Донца. Такая река как Лугань сама может служить для сплава. На ней лежит известный казенный литейный Луганский завод, действие которого ныне прекращено.
Слева, почти прямо с севера, впадает затем в Донец значительная речка Айдар, текущая по хлебородному Старобельскому уезду Харьковской губернии.
Справа, чрез Славянск, впадает р. Торец, а ранее Бахмут, на верховьях которых находятся западные угольные копи, расположенные на том седлообразном возвышении, где лежит Зайцевская волость, описанная в 1-й главе. На низовьях уже пермские отложения, где соль, а в верховьях начинаются уже притоки р. Самары, то есть днепровскаго бассейна.
Еще далее на северо-запад слева впадает в Донец ниже Изюма и выше Святых гор значительнейший приток Донца, река Оскол. Его длина около 400 верст. С него начинает Донец быть рекою очень пригодною для судоходства, хотя и выше Изюма реку эту можно канализировать для судоходства. Но там плотина над плотиной и оттуда даже весною нет сплава. Он начинается от Изюма, от Святых гор, хотя до Лисичанска еще есть плотины и следовательно невозможно — без отчуждения собственности — правильное судоходство.
Около Лисичанска, лежащего на высоком правом берегу Донца, ниже впадения Торца, а потом вниз от Гундровской станицы до устья, Донец течет прямо по каменноугольной почве, хотя севернее Лисичанска и южнее его до Гундоровской казачьей станицы по берегам реки на угольные пласты налегают позднейшие геологические пласты. От Лисичанска до впадения Донца в Дон, то есть до Золотовской (при одном устье) и Раздорской (при другом устье) станиц, по течению реки около 420 верст. Вот эту-то часть течения реки и следует сделать судоходною, способною выносить каменноугольные и другие грузы в Дон, а по нему на Север, к центру России и на юг к Азовскому морю. Мне кажется, что устройство водных путей для вывоза угля начинать следует не с верховьев Дона, а именно с низовьев Донца, потому что пусть дорога к северу будет еще не устроена, здесь есть железная дорога (воронежско-ростовская), которая ныне еще много может увеличить свою провозоспособность для грузов идущих с юга на север. Когда низовья Донца и Дона улучшатся до возможности сплавлять по ним массы угля, тогда они пойдут прежде всего через (Таганрог) Азовское море, как и на русские берега (в Севастополь, Одессу, на Кавказ), так и заграницу. Тут сбыт углю верный, сразу, а потому результат будет надежнее. Заботы о снабжении юга России донецкими углями и об ограждении их от английской конкуренции следует (и даже следовало бы ранее сего) начинать именно устройством низовьев Донца и Дона.
Менделеев, Д. И. Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца // Северный вестник. 1888. № 10 С. 6–10.