Сальские степи часто страдали от засушливых, пыльных калмыцких ветров, поэтому они считались малоурожайными. Такое явление не устраивало некоторых большемартыновских помещиков. И они кинулись искать свое счастье в других местах. В частности, ими оказалась облюбованной река Миус. Климат там влажнее, да и земля жирная, плодородная.
До наших дней дошла легенда о большемартыновском помещике Кирсанове и марининском священнике Рубашкине. У первого был сын, у второго — дочь. Старики свели их, поженили. В качестве приданого священник Рубашкин разрешил дочери Марине взять на выбор двадцать пять крестьянских семей. Отбором их занялись сваты, старики Кирсановы. Они обращали внимание на рост, телосложение крепостного человека, заглядывали ему в рот: целы ли зубы. Щупали бицепсы.
Осматривали сваты придирчиво и волов, надежность тягла. Ведь дареных крестьян они отправляли на новое место жительства. Так на Миусе бывший хутор Голодаевка превратился в Мартыновку.
Население в сальских степях в основном состоит из беглых крепостных русских и украинских крестьян. Отчаянно рискованных и свободолюбивых. Они прибились сюда в поисках лучшей доли и счастья.
Их манила казачья вольница: «С Дона выдачи нет». Уже одно это для крестьян много значило. Покинув помещика-злодея, они знали: достигнув берегов Дона, к бывшему хозяину никогда не вернутся.
Менялось место, а жизнь по-прежнему оставалась подневольной и невыносимо трудной.
Емченко, Ф. Я. В сальских степях... Ростов-на-Дону, 1997. С. 6.