Нахичеванцы один раз в году, 23 апреля, видят все население своего города возле церкви святого Георга; этот день по-татарски называется хдрелез. Во время хдрелеза возле церкви открываются разные лавочки, и народ три дня гуляет. Молодые люди месяцами ждут хдрелеза, чтобы на празднике присмотреть себе невесту. Есть еще одно место для общения, это Сурб-Хач (Святой Крест).
Монастырь Сурб-Хач находится в семи верстах к северу от Нахичевана, на довольно высокой скалистой горе. Монастырь основан блаженной памяти архиепископом Овсепом из рода князей Аргутянц. Некогда он учредил тут школу и типографию, которыми довольно долго управлял некий архимандрит Тадеос, по прозванию Китабеутан (т. е. «поглощающий книги»).
Говорят, что около шестидесяти мальчиков переселил преосвященный Овсеп из Бессарабии, Молдавии и Валахии в монастырь Сурб-Хача и определил их сам в школу. Сколько лет просуществовала эта школа, — об этом письменных упоминаний нет, известно лишь, что ни один из учеников ничему там не научился; некоторые из них были рукоположены в священники, и автор настоящего Дневника много раз сам с ними беседовал. В настоящее время из этих учеников осталось, быть может, всего два-три старика. Типография, надо полагать, была довольно приличной, потому что и до сих пор имеется несколько книг довольно чисто в ней напечатанных, как-то: ...Иисус, сын божий…, Часослов..., ...Псалтырь..., ...Молитвенник..., ...Плачи и стоны Эчмиадзина...» и другие, хотя первый перевод «Телемака» напечатан весьма скверно.
При монастыре имеется отличный источник и некоторое количество деревьев, под сенью которых располагаются приезжие из Нахичевана, чтобы подышать свежим воздухом.
Самые многолюдные дни в монастыре — это воскресенье и понедельник. Вардавара (Преображение). Сотни семейств приезжают тогда из города и из села, одни устраиваются в ограде монастыря, другие — в саду, все в собственных палатках. Монастырь, как мы уже сказали, находится на горе, а сад — у подножья этой горы, на ровной площадке, отделенной от горы большим ручьем, вытекающим из монастырского родника. От монастыря до ручья ведет каменная лестница, на которой в праздник Вардавара появляется большая толпа мужчин и женщин разного возраста, в пестрых костюмах, с азиатской осанкой и разноязычным говором. Кроме праздника Вардавара, туда летом, по воскресеньям, приезжают десять-двадцать семейств выпить чаю или поесть шашлык на зеленой лужайке. Если с монастырской горы спуститься вправо, то в полуверсте от монастыря, или даже еще ближе, придете к небольшому источнику, который в народе называется Саглыг-су (целебная вода). Этой водой моются больные лихорадкой; оторвав от своей одежды лоскут материи, они привязывают его к одному из деревьев, растущих поблизости, и верят что исцелятся. Источник прослыл целебным, потому что видели, как на него нисходил свет. Что ж, это весьма возможная вещь.
Источник находится неподалеку от реки, в болоте, где растет камыш, и которое кишит разными пресмыкающимися и гадами. Разложение мертвых тел этих тварей, да и само болото, могут вызвать такое свечение; оно известно под именем болотного газа, или могильных блуждающих огоньков, часто появляющихся над свежими могилами, если ветер не рассеивает этот газ, который, выделяясь из трупа, оседает на могильном холме.
Людям, которым непонятны законы природы, кажутся загадочным чудом естественные и самим богом установленные явления.
Налбандян, М. Л. Дневник / [пер. М. Геворкяна] // Сочинения : в 2 т. / М. Л. Налбандян. Ереван,1968. Т. 1. С. 325–327.