ПОДУШКИ
За несколько дней до венца, по уговору, в дом жениха доставляют невестино приданое, «несут» или «везут», если далеко, «подушки»: кровать с периной, одеялом и несколькими подушками, зеркало и сундук с платьями.
Из родных невесты в число «подушечников» входят прежде всего ее братья, которые в этом случае являются защитниками интересов отсутствующей сестры-невесты и своего «добра». Из них старший по возрасту или другой — наиболее расторопный — выделяется в качестве «старшого». Под его началом — весь «поезд».
Он же вступает в переговоры с «противной стороной при передаче приданного.
Число подушечников зависит от величины приданого: помимо «своих», близких и дальних родных из молодежи, приглашаются невестины любимые подружки, даже соседи знакомые, если своих нехватит. Подбирается вообще компания веселая, смекалистая, которая сумела бы за себя постоять, «не далась бы в обман» и, главное, умела бы песни играть так, чтобы гремел «поезд».
Если жених и невеста живут недалеко друг от друга, то всё легкое — подушки, одеяло, зеркало — бабы и девушки разбирают, по указанию матери, по рукам и несут под веселые подушечные песни, приплясывая и подбрасывая, что в руках. Остальное, более тяжелое, везут следом.
Перед выездом подушечникам наказывают, чтобы у сватов они вели себя пристойно. не перепивались — «упаси господи! — не то на смех подымут, стыдно будет на глаза после показаться!» Старшому, — чтобы «не продешевил постель»: «дешевле цалкового, смотри, не отдавай, запрашивай дороже!»
Сборы, наконец, закончены. Подушечников «перевязали» шарфами через плечо или яркими цветными платками, женщины украсились цветами, лентами и ленточками, — и веселый подушечный «поезд» с песнями трогается.
Невеста, проводив «поезд», возвращается в курень, падает отцу-матери в ноги и благодарит «за справную постелюшку».
А в это время в пути «поезд» подушечников, гремя бубенцами, балабонами и колокольчиками, разливает кругом веселые, подмывающие звуки подушечных песенок. Эти коротенькие по текстам «песни-формулы», большею частью на два, чаще других повторяющихся, напева частушечного типа, быстро сменяют одна другую. Начинается, впрочем, цикл подушечных песен следующими одна за другой песнями обычного песенного типа на один и тот же напев, в быстром темпе:
ДА НА ТОНЕНЬКОМ
Да на тоненьком, молоденьком ледочку,
Припев: Да люли, люли да люлёшуньки, ледочку,
Да на желтеньком, рассыпчатам песочку,
Да там Настюшка рубашачки банила,
Да Василивна альяные колотила.
Да и Ванюшка по бережку гуляя,
Да-й ружелюшку Стефанович справляя,
Да по гулюшкам, по лебедям стреляя,
Да одним глазком на Настюшку взирая:
— Да и бог судья што-й, Настюшка, всё тебе, —
Отвела жа ты бел-лебедя от мене!
Отведу тебе от роднова батеньки,
Отлучу тебе от родимой маменьки,
Приведу тебе да-й кы свекру, свекрови.
Листопадов, А. М. Подушки // Старинная казачья свадьба : обряды и словесные тексты / А. М. Листопадов. — Ростов-на-Дону, 1947. — С. 40–41.