ПОДУШКИ

За несколько дней до венца, по уговору, в дом жениха доставляют невестино приданое, «несут» или «везут», если далеко, «подушки»: кровать с периной, одеялом и несколькими подушками, зеркало и сундук с платьями.

Из родных невесты в число «подушечников» входят прежде всего ее братья, которые в этом случае являются защитниками интересов отсутствующей сестры-невесты и своего «добра». Из них старший по возрасту или другой — наиболее расторопный — выделяется в качестве «старшого». Под его началом — весь «поезд».

Он же вступает в переговоры с «противной стороной при передаче приданного.

Число подушечников зависит от величины приданого: помимо «своих», близких и дальних родных из молодежи, приглашаются невестины любимые подружки, даже соседи знакомые, если своих нехватит. Подбирается вообще компания веселая, смекалистая, которая сумела бы за себя постоять, «не далась бы в обман» и, главное, умела бы песни играть так, чтобы гремел «поезд».

Если жених и невеста живут недалеко друг от друга, то всё легкое — подушки, одеяло, зеркало — бабы и девушки разбирают, по указанию матери, по рукам и несут под весе­лые подушечные песни, приплясывая и подбрасывая, что в ру­ках. Остальное, более тяжелое, везут следом.

Перед выездом подушечникам наказывают, чтобы у сва­тов они вели себя пристойно. не перепивались — «упаси гос­поди! — не то на смех подымут, стыдно будет на глаза после показаться!» Старшому, — чтобы «не продешевил постель»: «дешевле цалкового, смотри, не отдавай, запрашивай дороже!»

Сборы, наконец, закончены. Подушечников «перевязали» шарфами через плечо или яркими цветными платками, жен­щины украсились цветами, лентами и ленточками, — и весе­лый подушечный «поезд» с песнями трогается.

Невеста, проводив «поезд», возвращается в курень, падает отцу-матери в ноги и благодарит «за справную постелюшку».

А в это время в пути «поезд» подушечников, гремя бубен­цами, балабонами и колокольчиками, разливает кругом весе­лые, подмывающие звуки подушечных песенок. Эти коротень­кие по текстам «песни-формулы», большею частью на два, чаще других повторяющихся, напева частушечного типа, бы­стро сменяют одна другую. Начинается, впрочем, цикл подушечных песен следующими одна за другой песнями обычного песенного типа на один и тот же напев, в быстром темпе:

ДА НА ТОНЕНЬКОМ

Да на тоненьком, молоденьком ледочку,
Припев: Да люли, люли да люлёшуньки, ледочку,
Да на желтеньком, рассыпчатам песочку,
Да там Настюшка рубашачки банила,
Да Василивна альяные колотила.
Да и Ванюшка по бережку гуляя,
Да-й ружелюшку Стефанович справляя,
Да по гулюшкам, по лебедям стреляя,
Да одним глазком на Настюшку взирая:
— Да и бог судья што-й, Настюшка, всё тебе, —
Отвела жа ты бел-лебедя от мене!
Отведу тебе от роднова батеньки,
Отлучу тебе от родимой маменьки,
Приведу тебе да-й кы свекру, свекрови.

Листопадов, А. М. Подушки // Старинная казачья свадьба : обряды и словесные тексты / А. М. Листопадов. — Ростов-на-Дону, 1947. — С. 4041.

ещё цитаты автора
ЛИНИН Анатолий Михайлович
ЛОПАРЁВ Хрисанф Мефодьевич
 
12+