То были годы расцвета творчества Николая Дмитриевича. Можно сказать, в это время на нем держался репертуар. Помню все его роли в Ростове — и Петруччио в «Укрощении строптивой», и строителя новой жизни Тиграна в пьесе Готьяна, и Отелло — впервые он его сыграл именно на сцене Ростовского театра имени М. Горького. Мордвинов был кумиром для нас, студентов, мечтавших стать актерами.
Тогда я учился в театральном училище в Ростове. Оно размещалось на последнем этаже дома, где жили актеры театра: дом и театр разделял парк. Получалось так, что, когда утром я торопился в училище, тем же парком, но в театр, шел из дому Николай Дмитриевич. Позже, после разговора с Полицеймако, он запишет в дневнике: «Верно, что я чертовски устаю, находясь непрерывно в образе». Но таким он был всегда: предельно сосредоточен и собран, вне житейской суеты.
Уже по дороге в театр — на репетицию или на спектакль — он был «в образе», целиком погружен в атмосферу сцены. Но я был под впечатлением его творчества и его имени и не мог не поздороваться с ним.
— Здравствуйте, Николай Дмитриевич! — почтительно сказал я.
Он пребывал в каком-то непонятном мне, совсем другом мире, далеко-далеко... Все же голос мой на несколько секунд возвратил его на землю, за эти мгновения он успел взглянуть не столько на меня, сколько, я бы сказал, сквозь меня и ответить:
— Здрасссссте... — долго растягивая «с».
<…>
Уже тогда всех поражала невероятная работоспособность Николая Дмитриевича. Когда читаешь дневники и суммируешь впечатления от его творчества, неизбежно приходишь к выводу, что Мордвинов был наделен не просто талантом, а необыкновенным талантом и поэтому был необычайно работоспособен, ибо, по известному определению, талант — это 99 процентов труда. Так работать мог лишь человек одержимый, фанатично преданный театру.
Обычно днем, как все актеры, он репетировал, вечером играл. И тут надо сказать, что роли его были сложны не только по линии «психофизической жизни» — их было просто физически тяжело играть.
Скажем, играя Отелло, нужно за четыре часа прожить жизнь — от великой любви до великой трагедии, как переживает ее Отелло, надо самому волноваться и уставать. Отелло тяжело играть физически в любом театре, но особенно в тогдашнем, ростовском.
На сцене Малого театра или даже МХАТа можно говорить вполголоса, без напряжения, и зритель все поймет. Но Ростовский театр имени М. Горького имел тогда скверную акустику. В этом огромном зале были «ямы» акустические провалы, и актер должен был чрезвычайно форсировать звук, чтобы быть услышанным.
На кинематографической площадке, где микрофон рядом, все это пришлось преодолевать. «Боюсь, что форсировал звук и не преувеличил ли мимически. Черт меня возьми, никак не сброшу ростовские навыки», — запишет Николай Дмитриевич после одной из проб. В конце съемок он повторит: «Ростовская сцена приучила меня к педалям. Кстати, Марецкая жалуется на то же». Те, кто видел фильм «Богдан Хмельницкий», знают, что Мордвинов преодолел все трудности.
Бондарчук, С. Ф. Николай Мордвинов // Желание чуда / Сергей Бондарчук. — Москва, 1981. — С. 80–82.