Жителей Нахичевана, не считая пяти окрестных армянских селений, 12.000. Жизнь в этом городе однообразна и скучна. Женщины и девушки ведут нездоровый и сидячий образ жизни; многие из них становятся жертвой болезни, именуемой чахотка, что неудивительно, ибо в Нахичеване, как и вообще в Азии, потребляют много мучного, а это весьма способствует развитию среди молодых людей болезни, именуемой золотухой. В юношеском возрасте (когда формируются грудные железы и половые органы и кровь обильно притекает к этим частям тела) золотуха создает благоприятную почву для того, чтобы бациллы чахотки отделялись от крови и оседали на ткани легких. Довольно часто наблюдается тут среди юных девиц и женщин болезнь, именуемая бледной немочью (chlorosis). Причиной ее возникновения считается сидячий образ жизни, от которого и происходит неправильная циркуляция крови, и это тоже способствует развитию чахотки. Но разве девушка, которая чахнет и желтеет и довольно часто приобретает даже зеленый цвет лица, разве она попадает к врачу, который излечил бы ее от губительного недуга? Горько, но лечат больную девушку так: прежде всего надрезают крестообразно головку лука, вкладывают в разрез семь ломтиков сала, все это кладут на ночь больной под голову, на следующий день больную заставляют разжевать кусок сахара и три раза плюнуть на эту луковицу, затем луковицу заворачивают в лоскут от платья больной и бросают на перекрестке, или у заброшенной мельницы, или в бане, или на берегу потока, или в овраге, где имеется несколько деревьев. Считалось проявлением большой заботливости со стороны матери, если она приглашала к больной девушке старуху-знахарку, которая «лечила» колдовством, «вызывая испуг» с помощью расплавленного свинца. Иногда мать приглашала какого-нибудь шарлатана, чтобы он прочел над изголовьем больной главы из книги «Ахтарк» или из «Урбатагирка».
Медицина могла бы рассказать много печального об этом городе. Но как среди азиатских наций, так и в Нахичеване подлинная медицина до сих пор еще не пользуется должным уважением. Больной скорей согласится принять из рук шарлатана, или знахарки, или невежественного цирюльника любые снадобья, даже такие, которые являются смертельным ядом, чем лекарства, которые советует настоящий врач. Большая часть жителей города и поголовно все жители деревни в случае заболевания предоставлены одной только милости природы. Но все-таки смертность не могла бы так свирепствовать, если бы невежественный, но жадный до денег простолюдин не пользовался тем, что попадаются люди еще более невежественные, чем он сам, и не осмеливался в грязных сапогах вторгаться в священные пределы медицины; он дает больному такие лекарства и в таких дозах, что и здоровый не выдержит, не то что человек, уже измученный болезнью.
И в этом городе всякий, кому не лень, почитает себя врачом. Из них одни — чернокнижники, другие лечат нашептыванием, третьи — колдовством, иные поят декоктом, иные же, а именно цирюльники, считают чуть ли не своей профессиональной обязанностью кстати и некстати пускать кровь и ставить пиявки. Давно практикующий в этом городе доктор медицины Егор Иванович Ткачев наш ученый друг; рассказывал, что ежегодно в мае огромная яма, находящаяся позади лавки цирюльника Ованеса, наполняется человеческой кровью; и в городе подобных ям немало. В самом деле, как только наступает май, считается необходимым пустить кровь. Больной пускает себе кровь в надежде выздороветь, а здоровый — чтоб сохранить здоровье. И если человек здоровый или больной пойдет к цирюльнику, первым делом тот предложит ему пустить кровь, потому что за это он получит двадцать или двадцать пять копеек сребром. Так называемый цирюльник — это невежественный мужлан, ни чем не разбирающийся, полный неуч. И все же есть цирюльники, которые в глазах простого народа, не в пример врачам, пользуются большим уважением и почетом. Цирюльнику нет дела до того, чахотка ли у больного или перемежающаяся лихорадка (febris intermittens): он полоснет пинцетом и тогда только приложит к открытой ране промасленную вату, когда в медный таз набежит фунта два крови, а кровь примет белесоватый оттенок. Ему нет дела, ему совершенно невдомек, что и без того разжиженная кровь обратит простую лихорадку в нервную лихорадку (febris nervosa). Кто может поручиться, что он не даст больному еще немного и сулемы, чтобы скорее излечить?..
Азиаты вообще имеют обыкновение зависящие от них дела тянуть в продолжение долгих лет, со всей возможной медлительностью, но в то же время требуя от других, чтобы все у них делалось мгновенно, как по мановению волшебного жезла. Их страшно сердит, когда кто-нибудь немного затягивает выполнение порученного дела, вернее даже не затягнвает, а все делает спокойно, хотя бы и старательно. Нахичеванцы и от врачей требуют именно таких скоропалительных результатов. Точно так же бывают они недовольны, когда прописанные лекарства нравятся здоровым родичам больного своим запахом и вкусом и т. д. Если же они заметят, что белое лекарство из черной бутылки окрашивает серебрянную ложку в пурпурный цвет, а потом ложка чернеет, и больной потом умирает, то все начинают строить самые дикие предположения! «Врача судить надо!», «Совести у него нет», «Для него, что человек помрет, что курица подохнет — все равно». «Что это у него за лекарство? Разве можно давать такое лекарство? Оно как огонь!», «Если уж и серебро не выдерживает и чернеет, как же могли не сгореть желудок и кишки у блаженной памяти покойника?». Иной и подумать не хочет, что желудок и кишки покойного были не из серебра! Не хочет он убедиться, что в деревянной ложке этого изменения цвета не произошло бы. Лекарство обычно предписывается принимать через час или через три часа по столовой ложке или по одной пилюле (pilula) в день. А есть такие, которые ропщут: «Ну, как может помочь больному такое мизерное количество?» Одной из характерных черт азиата является отсутствие чувств меры во всем. Он даже в лекарствах не хочет понять, что их польза или вред часто зависит от дозы. Один или два грамма какого-нибудь лекарства могут быть спасительны при данной болезни, а три или четыре грамма — могут оказаться смертельными. На основании вот таких, по-азиатски невежественных доводов распространились в этом городе сплетни о нашем ученом друге, скромном и гуманном докторе Франце Ивановиче Герревине. Что ж делать, если народ не знает ему цены?! Что делать, если народ не знает, что следует осмотрительно вводить в организм инородные тела; не знает, что всякое лекарство, как бы оно ни было полезно для лечения определенной болезни, все же вредно для организма вообще; не знает, что один лишний грамм лекарства может очень дорого обойтись организму. Уже лучше выздороветь естественным путем, на два дня, на две недели или два месяца позже, чем намного раньше, но с таким риском для жизни. Нужно знать и то, что лечению всякой болезни в значительной мере содействует сама природа, и что природа не может подчиняться какому-нибудь понуждению.
Налбандян, М. Л. Дневник / [пер. М. Геворкяна] // Сочинения : в 2 т. / М. Л. Налбандян. Ереван,1968. Т. 1. С. 321–324.