Город Нахичеван до сих пор пользуется этими правами и преимуществами; до сих пор городское управление находится в руках армянского городского головы и армянских судей, которые выбираются согласно желанию общества по жребию сроком на три года. Лучшего управления для армян нельзя было бы и пожелать, если бы эти выборы происходили с учетом нужд города и общества, если б частные и личные интересы не мешали общей пользе. Нахичеван находится на правом берегу реки Дон, на довольно крутом склоне; жаль, что строения начинаются не на самом берегу, а в полуверсте от него. Говорят, что хотели начать строительство с берега, и несколько человек пробовали поселиться возле реки, но страх перед разбойниками заставил их уйти оттуда. Нужно полагать, что это неосновательная причина, потому что центральная часть города, где находится собор и главная площадь с другими церквами, показывают, что при закладке города не были учтены выгоды, какие могла бы ему принести близость реки. Как бы то ни было, город все же довольно красив, дома — европейской архитектуры, особенно в центре, почти все из камня и кирпича. Церкви, — их шесть, — великолепны и выдержаны в совершенном вкусе, собор святого Григора Просветителя находится в самом центре города на большой площади. Нахичеванские церкви славятся на всю округу. Печально, что в этом городе нет ни одного порядочного здания, которое принадлежало бы обществу и служило бы культурной, умственной жизни города, например, нет театра, библиотеки, общественного собрания, клуба. Все здания — большие и малые — принадлежат частным лицам. В городе имеется несколько лавок, построенных в давние времена: они до того обветшали, что пора бы им на слом. На берегу реки до последнего времени удобной пристани не было. Несколько лет уже, как некоторые богачи построили там складские помещения и другие здания. Потратив крупные суммы, они срыли тыловой склон горы, вывезли оттуда камень и землю и сделали насыпь, довольно далеко зайдя в реку, подняли эту насыпь до уровня берега и застелили ее толстыми бревнами, скрепили их железом и досками, и этак построили себе отдельные пристани, которые, находясь на одной линии и примыкая друг к другу, ныне образуют довольно обширную единую пристань. Лучшая из них как по кирпичным складам, так и по солидным строениям принадлежит потомственным почетным гражданам и купцам первой гильдии братьям Айрапетянам. Досадно и мелководье. В июле и августе, или когда долго дуют восточные ветры, уровень воды падает настолько, что невозможно плавание даже небольших кораблей.
Воздух в этом городе довольно хороший, чистый и сухой, нет там на улицах и нечистот, какие можно видеть в иных ближайших городах, например в Ростове. Вода тоже вкусна и чиста; она течет из скалы, не так далеко от берега, с юго-восточной стороны города.
Город лишен древесных насаждений: не только нет общественных бульваров и садов, но редко можно увидеть дом с двумя-тремя деревцами во дворе... Хотя все жители весьма страдают от грязи, когда льют весенние или осенние дожди или во время оттепели, однако никто из господ выбранных гласных городской думы не позаботился о том, чтобы мостить город, хотя это легко было бы сделать, установив правило, чтобы каждая въезжающая в город крестьянская телега ввозила одну плиту камня, как это делалось в Таганроге. И можно сказать с уверенностью, что дело сладилось бы очень скоро, потому что летом и особенно осенью без счету приезжают в город возы с дынями, арбузами, пшеницей и другими продуктами.
Ни город, ни его окрестности не имеют особых промыслов. За последнее время, как слышно, подвинулось вперед рыболовство на Дону, можно также упомянуть, что ежегодно осенью в этом городе производится убой десятков тысяч овец, сало которых вывозят за границу. Не так давно возле Нахичевана обосновалось французское товарищество, которое занимается заготовкой разных мясных продуктов для экспорта в Европу.
Жители города — сплошь армяне, они искони придерживаются армянского ортодоксального вероисповедания. Был всего один армяно-католик. Покойный католикос Нерсес в ноябре 1845 г. назначил его наставником низших церковно-служителей и новопосвященных священников. Епархиальный архиепископ преосвященный Матевос в 1849 г. отстранил его от должности, как человека неблагонадежного.
Налбандян, М. Л. Дневник / [пер. М. Геворкяна] // Сочинения : в 2 т. / М. Л. Налбандян. Ереван,1968. Т. 1. С. 320–321.