Тогдашняя Нахичевань была действительно живым, бойким и оригинальным городком, расположенным у берега Дона и населенным (количество жителей в Нахичевани 1820 г. приближалось к десяти тысячам) исключительно армянами, этнографическое своеобразие которых не могло не остановить внимания наших путешественников. Заинтересовать их могли костюмы нахичеванок: красивые накидки из атласа, которые надевались поверх платья, к этим накидкам прикреплялись две перекрещивающихся золотых пластинки («этеклу»); украшенные жемчугами «хула» — пояса с серебряными застежками; «поши» — шелковая цветная материя, из которой старухи сооружали головной убор; у девиц — вышитые золотом фески, из-под которых спускались на плечи заплетенные мелкими косичками волосы.
На городских порядках, на общем строе взаимоотношений нахичеванцев сказывалась социальная специфика его расслоения: это был в основе своей буржуазный город и своеобразные черты его социальной структуры также не могли не броситься в глаза путешественникам.
Нахичеванцы вели торговлю зерном, шерстью, сырыми кожами, салом, занимались ремеслом, ковкой лошадей, кузнечным делом, выделкой оружия, сбиванием войлока, плотничеством, портняжеством, лужением, выделкой вьючных седел и пр. К началу 20-х гг. здесь была хорошо развита мелкая промышленность, работало несколько заводов. К Нахичевани прикреплены были пять армянских селений: Крым (Топти), Салла, Султан-Салла, Несветай, Чалтырь с почтовой станцией (впоследствии к ним присоединилась вновь заселенная деревня Катаринаван) и тридцать шесть хуторов.
Все они, как и Нахичевань, находились в ведении подчиненного (с 1807 г.) таганрогскому градоначальнику нахичеванского магистрата, состоявшего из трех отделов: полицейского управления, судебного («суд и расправа» производились по установившимся у крымских поселенцев-армян правам и обычаям) и городского («дума»).
Линин, А. М. А. С. Пушкин на Дону и Кубани / А. Линин. — Ростов-на-Дону, 1941. — С. 17–18.