У этого сонного городка была своя жизнь, и едва ли не главным ее центром был театр.
Это неказистое с виду длинное здание было приманкой для всего населения, начиная от наказного атамана, фактически единодержавного владыки края, сатрапа, перед которым трепетали все жители, и кончая мелкими чиновниками, учащейся молодежью, лавочниками, мастеровыми.
Отец был прав, когда говорил, что Новочеркасск — театральный город. Вряд ли в то время в провинции можно было встретить другое место, где бы театр играл такую важную роль в жизни населения. Интеллигенция принимала самое горячее участие в театральных делах. Состоятельные люди имели свои заранее абонированные ложи и кресла. Они старались не пропустить ни одной новинки, а так как в провинции в то время очень редко повторялись пьесы, то, следовательно, все свободные вечера отдавались театру. У них обязательно были свои любимцы — примадонна и первый любовник. Помню, когда мы приехали, бывавшие у нас новочеркасцы нежно вспоминали какого-то премьера Градова. При отце такими кумирами были Иванов-Козельский и Чарский, причем между поклонниками того и другого словесные битвы доходили до смертельной вражды, а одна поклонница Иванова-Козельского подарила на именины моей сестре, восхищавшейся вместе с нею игрою Козельского, специально заказанную бонбоньерку с конфетами в виде стопочки книг, на корешках которых были вытеснены названия всех пьес, в которых выступал в Новочеркасске этот актер, на обложке же значилось золотыми буквами: «На память о Митрофане Трофимовиче Иванове-Козельском».
Сторож казенной палаты, почтальон или приказчик галантереи, приглашая свои «предмет» провести с ними вечерок, непременно покупали билет в театр на галерку, благо это стоило всего двадцать — тридцать копеек, и наслаждались всласть, не стесняясь обсыпать сверху партер шелухой от подсолнухов.
Подсолнухи, мне кажется, были неотъемлемым придатком времяпрепровождения населения казачьей столицы, и казаки щелкали их особенно, держа неподвижно губы, к которым прилипала шелуха в виде толстой бахромы. В детстве мне это казалось шиком и хотелось научиться сохранять запас шелухи, чтобы потом «щегольским» движением уметь сразу небрежно сбросить ее вниз.
В театре началась работа. Мать, желая жить одними интересами с отцом, помогать ему, снова впряглась в тяжелую лямку — сделалась театральным кассиром, и семья, с девятью детьми, редко видела ее. В доме царили хаос и полная бесхозяйственность.
Алтаев, Ал. Приехали // Памятные встречи. — [Москва], 1957. — С. 61–62.