АВТОРЫ НЕВЕРОЯТНЫХ ИДЕЙ СОБРАЛИСЬ НЕДАВНО В БОЛЬШОЙ СТУДИИ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ
"ДОН-ТР"
Шли съемки юбилейных передач, которые зрители увидят в конце декабря. Чей ныне юбилей? "Провинциального салона".
Ему в нынешнем году исполнилось 10 лет.
Ходят слухи, что иные, принятые в этом Салоне господа, приходят к выводу, будто его автор и ведущая - Любовь Суркова - настоящая светская львица. Сама же Любовь Александровна, когда я спросила ее о названии и о том, увидят ли когда-нибудь зрители ведущую в кринолинах, ответила так:
- Конечно, все те, кто делает "Провинциальный салон" - режиссер Люся Рублевская, операторы Сережа Ковалев и Эдик Кечеджиян и многие другие, создававшие в течение 10 лет эту передачу, - люди никак не салонные.
Работяги. И такие же работяги, не знающие выходных и праздников, наши герои - художники, писатели, актеры. Но почему тогда "Салон"? В противовес тусовкам, которых в телеэфире развелось великое множество. В нашем "Салоне" никому не придет в голову употребить ненормативную лексику. Я ее не люблю так же, как не люблю блатные тюремные песни, которые звучат всюду: по радио, в подземных переходах, в транспорте, будто мы все - из какой-то "малины". В единение душ на этой почве я не верю. У нас такие песни не поют.
Почему наш салон "Провинциальный"? Пушкин говорил когда-то, что деревня - его кабинет. Я ничуть не сомневаюсь, что в провинции рождается то, что питает настоящее искусство, вокруг которого потом шумят и в столице, и за границей.
- В ваш Салон вход "звездам" запрещен?
- Мы стараемся избегать "звездных" искушений, тем более что есть программа "Закулисье", которую ведет Слава Ткаченко, - он, кстати, начинал у нас, в "Салоне". Но "звезда" "звезде" - рознь. Бывают среди наших гостей и "звезды".
При встрече с именитыми артистами есть страх и вполне реальная возможность испытать чувство глубокого разочарования. Нам повезло: у нас в гостях были "звезды" - настоящие, большие личности: Зиновий Гердт, Васильевы - Татьяна и Екатерина, очень разные, но обе - индивидуальные, сильные натуры. Татьяна Васильева - такая эксцентричная на сцене, в жизни показалась мне человеком, которому присуще чувство большой ответственности и сознание того, что все - в твоих руках.
- В известной степени все герои "Провинциального салона" - авторы необычных идей, будь то спектакль или выставленный на вернисаже холст. И тем не менее "Провинциальный салон" иным, особо отличившимся донским деятелям культуры и искусства жалует титул "Автора невероятной идеи"... Кто они, эти избранные?
- Однажды ко мне обратились музейщики с просьбой провести телемарафон, чтобы собрать деньги на реставрацию экспонатов, хранящихся в музейных фондах. Я проводила благотворительные телемарафоны, но, если честно, в их большую результативность не верю: откликаются в основном бабушки и дети, которые несут свои пятаки и банки варенья. Я предложила сделать цикл о донских музеях, показав самое-самое козырное: а вдруг найдутся меценаты и спонсоры, которые откликнутся? Нашлись, и мы решили собрать их, краеведов, музейных работников в студии на Рождество (с чего, кстати, и начались наши Рождественские программы - 10-я будет в январе 2002 года). Среди гостей был ростовский писатель и краевед Владимир Сидоров, который написал "Казачью энциклопедию", но не мог ее издать, и издатель Киселев. И вот на этой встрече издатель Киселев объявил, что покупает эту рукопись и приступает к ее изданию.
"Казачья энциклопедия" и в самом деле была издана, Киселев и Сидоров получили приз как авторы невероятной (и осуществленной - это обязательное условие) идеи. Такой приз получали многие: Любовь Захарченко, проживающая ныне в Москве, - за фестиваль бардовской песни "Ростовское метро", Валерий Чеснок - за подвижнический труд в Танаисе, Татьяна Коневская - за то, что устроила в Ростове выставку в честь святого Димитрия Ростовского - небесного покровителя донской столицы (это было делом очень непростым)... Нашим последним призером стал Вячеслав Кущев - художественный руководитель Ростовского музыкального театра - за то, что в Ростове появился балет. Разве не фантастика?
Владимиру Гладченко мы присудили приз за открытие музея "Аксайская таможня", и это имело удивительные последствия. Спустя полгода он встретил на улице Аксая прохожих, которые улыбались ему, как старому знакомому. Они сказали, что пили за здоровье его музея во Вьетнаме, в Ханое. Оказывается, во Вьетнаме они работали по контракту. Включили однажды телевизор, а там - наш "Провинциальный салон", музей "Аксайская таможня"... Люди в честь такого дела праздник себе устроили.
- Передача "Провинциальный салон" выходит еженедельно плюс передачи-спутники... У тебя нет ощущения, что все мало-мальски заметные донские таланты уже засняты?
- У меня такое ощущение, что самое интересное только впереди.
М. К.
А кстати...
Подтверждение того, как сильна у народа тоска по провинциальным салонам, было получено еще на з аре туманной юности передачи. Вывеску "Провинциального салона", выполненную ростовскими художниками Анатолием Решетовым и Вячеславом Козловым, во время выездных съемок попросту сперли.
Авторы передачи в милицию о сем факте сообщать не стали, сочтя это проявлением признания.
* * *
Авторам "Провинциального салона" то и дело становится тесно в рамках телепередачи, и тогда они приступают к созданию телефильмов. Особой популярностью пользуются на видеорынке их кассеты с фильмами о Димитрии Ростовском "Хождение за три века" и об атамане Платове - "Портрет атамана в исторических декорациях". Скоро в продаже появится кассета "Созвездие Кима" - видеофильм об истории джаза в Ростове.
* * *
Передача "ПС" о творчестве одного из донских керамистов подвигла православного священника на идею оригинального убранства храма. Но самым необыкновенным откликом на передачи "Провинциального салона" стало решение одной зрительницы, вопреки всем житейским тяготам и невзгодам, завести ребенка.
Суркова Л. А. Авторы невероятных идей: [о передаче "Провинциальный салон" телерадиокомпании "Дон-ТР", рассказывает ее авт. и ведущая] // Наше время: НВ: газета Ростовской области. Ростов-на-Дону. 2001. 9 нояб. С. 5.