23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) постановил «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем» («О партийной и советской печати». Сборник документов, 1954, с. 431).
Приветствуя постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ростовские писатели оценивали его как документ, открывающий широчайшие перспективы для развития художественной литературы, достойной советской эпохи. В опубликованном решении собрания писательской организации было записано следующее:
Перед нами встает задача решительного преодоления элементов администрирования, беспринципной групповщины, цеховой замкнутости и т. д., имевших место в литературно-художественных организациях Северного Кавказа.
Для проведения в жизнь решения ЦК партии и для подготовительной работы к краевому съезду писателей был создан оранизационный комитет под председательством редактора газеты «Молот» Л. С. Шаумяна. 4 июня 1932 года состоялось первое его заседание.
Важный период в развитии Ростовской писательской организации начался после Первого съезда советских писателей СССР, который утвердил чёткую теоретическую программу социалистического реализма — нового творческого метода советской литературы и искусства, открывавшего писателям богатые возможности понимания и изображения эпохи победы нового общественного строя в нашей стране.
7 декабря 1935 года в Ростове проходила краевая конференция писателей, на которой обсуждался вопрос о задачах советской литературы и месте писателя в социалистическом преобразовании страны.
Тридцатые годы вошли в историю нашей страны как период интенсивного социалистического строительства, коренным образом изменившего облик нашей страны. Перед писателями Дона и Северного Кавказа в этот период встали ответственные задачи: отразить в своих произведениях, как на месте аграрного края с отсталой промышленностью рождался индустриальный Северный Кавказ с передовым сельским хозяйством, как крепли интернациональные связи между многочисленными народами края.
В эти годы Ростовскую писательскую организацию в разное время возглавляли А. Бусыгин, И. Стальский, П. Якoвлев. Именно в это время в полную мощь развернулся талант Михаила Александровича Шолохова, окрепли творческие связи Шолохова с ростовскими писателями. Широкую известность получили произведения В. Ставского, И. Стальского, Г. Шолохова-Синявского, М. Никулина, А. Бусыгина, Г. Каца, П. Хромова, В. Жака, В. Вартанова, A. Гарнакерьяна, Л. Шемшелевича, Д. Петрова (Бирюка), М. Соколова, М. Штительмана, П. Яковлева, Е. Ширман, П. Максимова. Говоря словами М. Шолохова
«Донскую роту» советской литературы уже в 30-е годы можно было узнать по хорошему мужественному шагу.
В центре внимания писателей Ростовской организации был образ советского человека, прошедшего школу революционной борьбы за Советскую власть, человека-созидателя, интернационалиста, горячо любящего Родину. Вот почему книги писателей, рассказывающие о первых десятилетиях жизни Советской страны, стали своеобразной художественной летописью истории нашего народа.
В первые дни Великой Отечественной войны Ростовская писательская организация почти в полном составе добровольно ушла на фронт.
Артиллерийским офицером в годы войны был Владимир Фоменко. С первым эшелоном бойцов, корреспондентом «Комсомольской правды», уехал на Южный фронт Анатолий Калинин.
На Западном фронте в редакции газеты 19-й армии начиналась военная биография писателей Ростовской организации А. Софронова, И. Котенко, М. Штительмана, А. Оленича-Гнененко. Они не раз участвовали в боях, видели, каким был советский человек на войне, и оперативно рассказывали об этом на страницах армейской печати.
Дорогами войны — от горных троп Кавказского хребта до Имперской канцелярии в Берлине — шёл военный корреспондент Виталий Закруткин.
Как военный корреспондент «Комсомольской правды» А. Калинин чаще всего бывал в 5-м Донском казачьем корпусе. С казачьим корпусом генерала Селиванова А. Калинин и В. Закруткин прошли большую часть войны. Их очерки, корреспонденции, стихи с переднего края сражений рассказывали о советском человеке на войне, его мужестве и беззаветной храбрости, проявленных в борьбе с фашизмом. Они всегда находились среди бойцов и увлекали их в бой.
После ранения и лечения в госпитале специальным корреспондентом «Известий» на Северо-Кавказский фронт был послан А. Софронов. «Нас породнили фронтовые будни, — рассказывал писатель М. Андриасов, тогда военный корреспондент «Комсомольской правды». — Мы вместе бывали на боевых позициях — у пехотинцев, летчиков, моряков. Жизнерадостный и мужественный, А. Софронов быстро располагал к себе всех, с кем встречался в траншеях, на аэродромах, на торпедных катерах. С сердечной теплотой встречали его в Геленджике морские летчики. Он не раз вылетал с ними на бомбежки вражеских объектов».
М. Андриасов под Темрюком, где шли тяжёлые бои, неожиданно встретил ростовского поэта Арсена Оганесьяна, который только что вышел из боя и был свидетелем мужества советских танкистов, с ходу выбивших фашистов из Темрюка. Взволнованный увиденным, Арсен перелистывал блокнот, припоминал фамилии бойцов.
«Ты знаешь, — горячо говорил он, — о каждом из них поэму нужно писать. Какие ребята! И я напишу! Обязательно напишу!» Но сделать это не смог. Фашистская пуля пробила сердце Арсена за две недели до Дня Победы, во время уличных боёв с фашистами на подступах к городу Франкфурту-на-Одере. В ожесточенном бою погиб один из основателей Ростовской писательской организации Александр Бусыгин. Раненный в обе ноги, истекающий кровью, он нашел в себе мужество и силы доползти до пулемёта, расчёт которого погиб от вражеской мины, и один вёл огонь, прикрывая отход наших бойцов.
Под Великими Луками пал смертью храбрых Владимир Петрович Ставский, верный сын партии, прошедший путь от рабочего до писателя и общественного деятеля, всегда остававшийся прежде всего солдатом революции.
Окончилась Великая Отечественная война. Ряды Ростовской организации пополнились новыми писателями, среди которых было немало фронтовиков.
Командовал батальоном Н. Егоров, в Сталинградской битве участвовал В. Зоткин, смелым артиллеристом зарекомендовал себя А. Коркищенко. От солдата до офицера прошли фронтовой путь И. Фёдоров и А. Скрипов, стрелком-радистом и автомехаником был Д. Долинский, минёром — Г. Гасенко, боевым командиром — И. Ковалевский, переживший потом, как и М. Авилов, страшную судьбу узника фашистских концлагерей и своими стихами вселявший в сердца своих товарищей веру в окончательную победу советского народа над фашизмом. Командиром роты автоматчиков был капитан А. Кондаков, башенным стрелком в танковой дивизии — младший сержант К. Прийма, начальником штаба батальона — К. Русиневич, сержантом — В. Моложавенко, разведчиком — В. Черносвитов, артиллеристами — Б. Изюмский, Ю. Гольдман, А. Фарбер, лётчиком — П. Аматуни, сражались на фронте А. Рогачёв, А. Гарнакерьян, Н. Костарев, Г. Помазков, Ю. Дьяконов, В. Стрелков.
Все они были награждены боевыми орденами и медалями. Девятнадцать орденов и медалей у Петра Васильевича Лебеденко, бывшего отважного лётчика, совершившего более восьмисот боевых вылетов, а ныне известного советского писателя, руководителя Ростовской писательской организации.
Деля с бойцами и командирами неимоверные трудности, принимая участие в отражении яростных атак врага, ростовские писатели — военные корреспонденты — выкраивали минуты затишья между боями, заносили в блокноты эпизоды боёв, разговоры с людьми, свои мысли. Так рождались будущие книги: «Кавказские записки», «Дорогами большой войны», «Подсолнух», «Матерь Человеческая» В. Закруткина, «Красное знамя», «Суровое поле»» «Возврата нет» и «Эхо войны» А. Калинина, «Наш корреспондент» А. Гончарова, «С фронтовым приветом» В. Овечкина, «Четвёртый разворот» и «Навстречу ветрам» П. Лебеденко, стихи А. Софронова, А. Гарнакерьяна, А. Рогачёва, Д. Долинского и других.
Каждый из них мог бы сказать о создании своих произведений так, как говорил Г. Шолохов-Синявский:
Великая Отечественная война явилась для меня суровой школой изучения народной жизни. Я видел советского человека на фронте со всеми его качествами: скромностью, непоказным патриотизмом, стойкостью и мужеством.
Ещё многие годы после окончания Великой Отечественной войны изображение героизма и стойкости советского человека в огне жестоких сражений оставалось и остаётся сейчас ведущей темой писателей Ростовской организации, как и всей советской литературы.
Несколько десятилетий отделяют нас от событий Великой Отечественной войны. За это время Ростовская писательская организация выросла в крупную творческую организацию. В послевоенный период её руководителями были А. Оленич-Гнененко, Г. Шолохов-Синявский, М. Соколов, И. Стальский, А. Бахарев.