МЕРЕЖКО Виктор Иванович (28.07.1937, х. Ольгинфельд Александровского района Ростовской области — 30.01.2022, Москва) ), советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, драматург, писатель, телеведущий, Народный артист Российской Федерации (2014). Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд Александровского района Ростовской области.
Родное село Виктора Мережко в переводе с немецкого означает «Ольгино поле». Свое название оно получило в честь одной из дочерей бывшего владельца — помещика Энгельгарда. Родители В. И. Мережко были сельскими служащими. Отец работал заведующим сепараторным пунктом по перегонке молока, которое сдавали селяне в порядке налога. Детей в семье было четверо — трое сыновей и одна дочь. В силу особенностей не только работы отца, но и его личного характера семье неоднократно приходилось менять место жительства — Ростовская область, Ставрополье, Краснодарский край. Жили чрезвычайно бедно, находились на грани вымирания от голода, и в 1952 году по письму сестры матери двинулись на Украину, где жизнь в то время была и сытнее, и спокойнее. Село, в которое переехали Мережко, находилось под городом Черкассы и называлось Русская Поляна. Дети пошли в украинскую школу, с трудом, но выучили украинский язык, успешно окончили десятилетку и подались кто куда.
Средний сын — Виктор — попытался поступить в Киевский политехнический институт на факультет киноинженеров, но не выдержал вступительных экзаменов и целый год занимался чем ни попадя — работал в лесу дровосеком, затем уехал на заработки в Архангельск. В 1956 году уехал во Львов поступать в институт. В какой, для него это не имело никакого значения — лишь бы учиться и именно во Львове. В Львовской области жил брат матери, он обещал хоть чем-то помочь племяннику. Во Львове Виктор поступил на технологический факультет Украинского полиграфического института, хотя до этого не имел никакого представления о полиграфии. Все пять лет учебы Виктору помогал дядя — как минимум, банкой варенья в месяц, а иногда и немного деньгами.
Окончив институт, В. И. Мережко настоял на распределении в родную Ростовскую область, в издательство «Молот». Работал инженером-технологом, хотя уже тогда все его мысли были о кино. В свободное время писал простые, порой элементарные сценарные истории, прошел по конкурсу в городскую любительскую киностудию и стал там весьма заметной (на уровне кинолюбителей) фигурой как сценарист. Мечтал о ВГИКе, о сценарном факультете. Писателем себя совершенно не чувствовал, зато понимал, что у него есть чутье на сценарное ремесло.
Проработав два года в издательстве, в 1963 году послал свои работы на конкурс в Москву. Приемной комиссией они были отклонены, поскольку выпускнику вуза необходимо было отработать обязательные 3 года. Виктору Мережко пришлось «пахать» на полиграфической ниве ещё год. В 1964 году он снова направил письмо во ВГИК. На этот раз документы приняли и Виктора зачислили на первый курс, в мастерскую, которую набрал Алексей Спешнев.
Через 2 года А. Спешнев стал снимать собственное кино и времени студентам уделял всё меньше. Курс попросил кафедру заменить мастера, и мастерскую возглавил старейший педагог и редактор — профессор Илья Вайсфельд. Он привел студентов к защите и фактически стал «крестным отцом» Виктора Мережко в кино. С его подачи уже на 2-м курсе института у Мережко взяли короткометражный сценарий на «Мосфильм», что для ВГИКа было делом нечастым, по которому на крупнейшей студии страны был снят художественный фильм «Зареченские женихи».
Ещё студентом Мережко женился. Привёз в Москву молодую жену Тамару, и она разделяла небогатую, зато весёлую жизнь молодого кинодраматурга. После окончания ВГИКа жизнь повернулась к нему спиной. Три года Мережко пытался пробиться на студии, но везде получал отказ — три года без работы, без московской прописки, без денег и перспективы. Помогли тогда Вайсфельд и драматург Брагинский: Мережко получил заказ на студии «Ленфильм». По его сценарию через год там был снят фильм «Здравствуй и прощай», который был замечен взыскательной критикой.
С тех пор фильмы по сценариям В. И. Мережко снимались один за другим: «Трын-трава», «Трясина», «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Прости», «Полёты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Уходя — уходи», «Собачий пир», «Рэкет», «Курочка Ряба», «Под небом голубым», «Три женщины и мужчина»... — всего 46 фильмов, снятых многими именитыми режиссёрами, не считая короткометражных и мультипликационных. За кинокартину «Полёты во сне и наяву» в 1980 году В. И. Мережко был удостоен Государственной премии СССР.
Помимо киносценариев В. И. Мережко стал писать и пьесы — всего 16. Некоторые из них шли практически во всех театрах СССР. Наиболее известны «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я — женщина», «Женский стол в охотничьем зале», «Двое с большой дороги», «Кавказская рулетка».
Виктор Мережко многие годы являлся секретарем Союзов кинематографистов России и Москвы. Член Союза писателей России, председатель правления Дома кино. Вместе с Юлием Гусманом основал Киноакадемию «НИКА» и стал её президентом. Вместе с И. Шевчук и С. Новожиловым учредил один из самых престижных — Анапский кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок», также став его президентом.
С 2018 года — президент Всероссийского Шукшинского кинофестиваля.
БИБЛИОГРАФИЯ: