БЕЛОУСОВ Михаил Прокофьевич (30.10.[12.11].1904, Ростов-на-Дону — 19.05.1946, Москва), капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза, в 1940-1946 руководитель Арктического флота СССР.
Родился в семье коренных ростовчан, отец — служащий винного склада, мать малограмотная домохозяйка. Дом, в котором прошло его детство, находился вблизи Ростовского порта. Мальчишкой бегал на берег Дона, слушал увлекательные рассказы моряков. В 1913 году мальчика удалось устроить на учебу в Петровское реальное училище. В возрасте 15 лет Белоусов начал трудовую жизнь в качестве землекопа в Новочеркасском сельскохозяйственном институте. В 1920 году произошла первая его встреча с морем — работал юнгой на рыбачьих судах, а осенью 1922 года Белоусов поступил на морское отделение Ростовского политехникума водных путей сообщения. На практике летом 1923 года плавал по Черному морю на шхуне «Агитатор». В 1924 году Михаил Белоусов успешно сдал выпускные экзамены и получил звание штурмана дальнего плавания и направление на Дальний Восток. Его морская жизнь началась с должности помощника штурмана на пароходе «Индигирка», затем до призыва в армию он успел поработать штурманом на пароходах «Память Ленина», «Приморье», «Шатурстрой». В армии он служил в два приема: сначала с ноября 1926 года по декабрь 1927 года, затем после перерыва был вновь призван уже офицером в 1929 году в связи с началом конфликта на КВЖД, участвовал в боевых действиях.
С 1932 года Белоусов стал выходить в море уже в качестве капитана.
В 1935 году по рекомендации ЦК ВЛКСМ М. П. Белоусов переведен на Север и назначен капитаном ледокола «Красин». Маршруты ледокола проходили вдоль берегов Чукотки, по Берингову проливу. Сокрушая ледовые барьеры полярного бассейна, «Красин» освобождал из ледового плена дрейфовавшие в Арктике суда, выполнял и другие задания, связанные с проводкой морских караванов по Северному Ледовитому океану. За образцовое выполнение этих сложных и ответственных заданий Михаил Прокофьевич был награжден орденом Красной Звезды (1937).
Весной 1938 года стал капитаном ледокола «И. Сталин». Руководимый Белоусовым ледокол впервые в истории за одну навигацию совершил двойной сквозной рейс Северным морским путем из Мурманска до залива Провидения в Беринговом море и обратно, пройдя в арктических морях более десяти тысяч миль. В экспедиции, руководимой И. Д. Папаниным, вывел изо льда через Гренландское море дрейфовавший 812 дней в море Лаптевых ледокольный пароход «Г. Седов».
За образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Гренландского моря капитану флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Белоусову Михаилу Прокофьевичу 3 февраля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В годы Великой Отечественной войны работал заместителем начальника Главсевморпути при СНК СССР, затем командиром ледокольного отряда, обеспечивающего проводку судов Северным морем.
Именем Белоусова названы: мысы на острове Циглера (Баренцово море) и в Антарктиде, два ледокола Арктического флота СССР (1946, 1953).
БИБЛИОГРАФИЯ