ТРИФОНОВ Юрий Валентинович (28.06.1925, Москва – 28.03.1981, Москва) - советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х -1970-х годов в СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени. Автор таких произведений как "Дом на набережной", "Обмен", "Предварительные итоги", "Старик", "Долгое прощание" и др.
Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, член партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена, член Реввоенсоветов нескольких фронтов был репрессирован в 1937 году. В 1938 была арестована и мать. Юрия Трифонова и его младшую сестру усыновила бабушка.
"Сын врага народа" после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел после выхода в свет романа "Студенты" (1950), получивший Сталинскую премию.
Реабилитация отца (1955) дала возможность в 1965 написать документальную повесть "Отблеск костра" на основе сохранившегося архива отца.
В ходе работы над повестью неоднократно бывал в Ростове-на-Дону, работал в архивах и сблизился с В. Сёминым. Вот как об этом вспоминает О. Трифонова, вдова Ю. В. Трифнова:
А еще Юра очень нежно любил Виталия Сёмина. Скромного, деликатного человека и замечательного писателя. Юра навещал его в Ростове, куда приехал работать в архивах. Через много лет мы оказались вместе в Германии, и Сёмин научил меня кричать на чудовищном немецком: «Деньги на стол, или я буду стрелять!»
Дело в том, что Виталий подростком был угнан в Германию на работы. Об этом написал потрясающую книгу «Нагрудный знак ОСТ». В конце войны он с другими мальчишками, сбежавшими из лагерей, разбойничал в развалинах Берлина. Отсюда и «немецкий». Виталий был одним из самых качественных людей, которых мне довелось встретить. Юра старался помочь (и помогал) ему: Сёмин жил трудно, его неохотно печатали.
В Ростове Ю. В. работал в архиве, встречался со старыми мироновцами и думенковцами. Привез несколько тетрадей, исписанных сплошь...»
Начиная с повестей 1960-х — почти на 15 лет — Трифонов оказался одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — т.н. городской прозы, в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека.
Об ощущении слитности прошлого и настоящего написан роман «Старик» (1978). В нём в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощенная сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. У персонажей романа пропадает ощущение себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.
Ушёл из жизни 28 марта 1981 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Донские страницы жизни и творчества Ю. В. Трифонова
(краткий список литературы)