ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна (21.03.[2.04].1888, г. Москва — 20.03.1982, г. Москва), писательница, поэтесса, историк и журналист. Герой Социалистического труда, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, лауреат Ленинской премии. С 1915 по 1918 годы жила в Ростове-на-Дону, сотрудничала с газетами «Приазовский край», «Кавказское слово» и «Баку».
Автор книг: «О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус» (1912); «Orientalia» (1913); «Две морали» (1914); «Своя судьба» (1916); «Приключения дамы из общества» (1923); «Перемена» (1923); «Гидроцентраль» (1928); «Месс Менд, или Янки в Петрограде» (1924); «К и к» (1928); «Билет по истории» (1938); сборник очерков «По Советской Армении» (1950); «Дневник писателя» (1953); книга очерков «Зарубежные письма» (1964) и др.
Мариэтта Шагинян родилась в интеллигентной мелкобуржуазной семье. Её отец был врачом, приват-доцентом Московского университета. Мариэтта Шагинян получила отличное домашнее образование. Затем она продолжила обучение в частном пансионе, а потом в одной из лучших московских гимназий. Мариэтта Шагинян начала печататься с 1903 года. Её первый сборник стихотворений «Первые встречи» вышел в 1909 году. В 1912 году Мариэтта Шагинян окончила историко-философский факультет Высших женских курсов. Затем уехала учиться в Германию, вернувшись на родину во время войны.
С 1915 по 1918 год Мариэтта Шагинян жила в Ростове-на-Дону. Она работала в консерватории, преподавала историю искусств и эстетику. В это время сотрудничала с газетами «Приазовский край», «Кавказское слово» и «Баку», освещая там события художественной и литературной жизни страны. Работа в этих газетах сыграла большую роль в формировании Мариэтты Шагинян как писательницы.
Неизгладимый след в сердце Шагинян оставили годы, проведённые в Ростове и Нахичевани. Здесь после смерти отца (1902) она жила у деда и училась в Екатерининской женской гимназии (ныне лицей № 13). С 1915 по 1920 год вместе с мужем, литературоведом Яковом Самсоновичем Хачатрянцем, работала над новыми книгами, собранием переводов армянских сказок. Читала лекции по эстетике и истории искусств в художественной школе, где работал М. Сарьян, преподавала в Донской консерватории (1914–1916), где встречалась с Р. Глиэром, М. Гнесиным. Дважды к ней в гости приезжал С. Рахманинов. Была корреспондентом газет «Приазовский край» (1915–1919), «Черноморское побережье», «Трудовая речь», «Ремесленный голос», «Кавказское слово», «Баку». В 1919–1920 годах работала инструктором Доннаробраза и директором 1-й прядильно-ткацкой школы.
Мариэтта Сергеевна начала печататься с 1903 года. Первые поэтические сборники — «Первые встречи» (1903) и «Orientalia» (1913). Выходят в свет два сборника рассказов «Узкие врата» (1914) и «Семь разговоров» (1916), посвященные идейно-философским спорам о судьбе и пути России.
Опубликовала свыше 70-ти книг — романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов — статей, рецензий, докладов. Ей принадлежит роман «Своя судьба» (1923) — о русской интеллигенции. Приход революции отражён в повестях «Перемена» (1923), «Приключение дамы из общества» (1923). В 20-е годы публикует приключенческие произведения «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» (1924; переработанная версия 1956) и «КиК» (1928).
В 1927 году Шагинян отправляется на строительство гидроэлектростанции в Армению. Участвует в земляных работах, укладывает шпалы, выступает как журналист и агитатор на строительстве Дзорагетской ГЭС. Результатом этой деятельности явился роман «Гидроцентраль» (1928; переработанная версия 1949) .
В годы войны Шагинян находилась в эвакуации в Свердловске, была корреспондентом газеты «Правда», писала очерки: «Урал в обороне» (1944), «Южный Урал» (1946). Послевоенная действительность отражена в очерковых книгах, составленных из многочисленных газетных публикаций: «По дорогам пятилетки» (1947), «Путешествие по Советской Армении» (1950).
Особое место в творчестве М. С. Шагинян занимала биографическая проза (очерки о С. В. Рахманинове, В. Ф. Ходасевиче, У. Блейке, Г. Б. Якулове), монографические работы: «Тарас Шевченко» (1941), за которую писательница удостоена степени доктора филологических наук; «И. А. Крылов» (1944); «Этюды о Низами» (1955). Личность Гёте проходит через все творчество М. С. Шагинян: «Путешествия в Веймар» (1914); «Гёте» (1950), «Человек и время» (1980). Особого внимания заслуживает труд Шагинян о забытом чешском композиторе И. Мысливечеке («Воскрешение из мертвых», 1964), сборник статей о Д. Д. Шостаковиче («О Шостаковиче», 1979).
Мариэтта Сергеевна работала во многих архивах и библиотеках Европы. В результате многочисленных поездок появились «Зарубежные письма» (1948–1970) — очерки об Италии, Чехии, Франции, Англии, Голландии, Германии. Переводила произведения О. Туманяна, И. Исаакяна, Г. Низами, У. Коллинза.