ПОГОДИН Николай Фёдорович

ПОГОДИH Николай Фёдорович (Стукалов, 03.[16].11.1900, станица Гундоровская Области Войска Донского, ныне г. Донецк — 19.09.1962, Москва), драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). С 1920 г. работал в ростовских газетах «Донская беднота», «Тpудовой Дон» («Молот»), «Молодёжь Дона», «Трудо­вая жизнь», «Советский Юг», жуpнале «Путь pабкоpа». А с 1922 г. одновременно начинает печататься и в «Правде».

Работать начал с 14 лет. Был мальчиком в мануфактурном магазине, продавал газеты, выбирал камень из угля на угольных складах, слесарил в мастерской по точной механике, служил в канторе по распространению лент для пишущих машинок... Но вихрастый паренек ростовской окраины много читал, писал стихи и, как вспоминал впоследствии драматург, «инстинктивно тянулся к писательству».

Донской писатель П. X. Максимов, делясь своими воспоминаниями, говорил, что ему довелось знать Николая Стукалова еще подростком, когда он много занимался самообразованием и сочинял неимоверно длинные стихотворения, одно из которых даже было опубликовано.

Рассказы близких и друзей сводились к тому, что был Стукалов парнем непоседливым, умел сочетать обычные житейские дела с большой мечтой и шёл к ней неуклонно. Когда победила Октябрьская революция, он ещё юношей принимал участие в советской и партийной печати, посылая свои заметки в выходившие в Ростове газеты.

В начале 1920 года Николай Стукалов, в синей сатиновой косоворотке, с непокорным чубом, впервые переступил порог редакции. Он принёс в ростовскую газету «Трудовой Дон» небольшую заметку. Она была опубликована под псевдонимом Ник. Погодин, который отныне стал его литературным именем. Старательному и смышлённому юноше стали давать в редакции поручения. Всё чаще печатались его хроникерские заметки. Хорошо помогали старшие товарищи, опытные газетчики. Погодин успешно овладевал профессиональным мастерством и сравнительно быстро из начинающего репортёра вырос в очеркиста.

В газете «Трудовой Дон» появляется серия очерков Н. Погодина, посвящённых рабочим «Красного Аксая», создающим первые тракторы. Очерки, зарисовки, репортажи, корреспонденции. И всё — в ударном порядке, оперативно, что называется, с колёс на газетную полосу. Пробовал Погодин писать и большие прозаические вещи. Например, в 1923 году в газете «Молодежь Дона» появилась его повесть «Таинственное вознесение трех комсомольцев на Марс», которая печаталась с продолжением, во многих номерах.

Молодой журналист начинал свою работу в ростовских газетах, имея за плечами не только рабочий трудовой стаж, но и активное участие в борьбе за Советскую власть на Дону, сражаясь с оружием в руках в красногвардейском отряде.

В те ростовские годы, когда расцветал журналистский талант Н. Погодина, он мечтал стать актёром, был влюблён в театр и активно участвовал в художественной самодеятельности. На открытии клуба рабкоров «Трудового Дона» он исполнял главную роль в пьесе Мольера «Проделки Скапена». Играл он и в пьесе Гумилевского «Владыка мира». Вот выдержка из рецензии на эту постановку: «1 мая 1923 года на открытии клуба печатников шла пьеса «Владыка мира», пользовавшаяся у зрителя большим успехом. Главную роль умело и с чувством исполнил фельетонист «Трудового Дона» Николай Погодин, проведший ее, что называется, с огоньком».

Писал Погодин сценки, скетчи для театра миниатюр «Бравада». В подвальчике на Большом проспекте, где помещался этот театрик погодинские опусы объявлялись примерно так: «В нашей сегодняшней программе два больших По: Эдгар По и Ник. По, с той лишь разницей, что первый из них американец, а второй — нахичеванец. Итак, посмотрите скетч Ник. По «Огурчики соленые».

Но это не мешало серьезной журналистской работе. Например, 20 января 1924 года «Трудовой Дон» поместил его корреспонденцию «Как быть с театром имени Луначарского», в которой он подверг резкой критике репертуарную политику театра. На общественном обсуждении статьи видный театральный деятель в упор спросил Погодина:

—    А где прикажете брать новые, хорошие пьесы? Вот вы, например, товарищ Погодин, хорошо знаете, что нужно народу, вот возьмите и напишите пьесу.

— Придет время — напишем,— решительно ответил Погодин...

Внимательно следя за театральной жизнью Ростова, чутко относясь ко всему новому и талантливому в искусстве, Погодин, естественно, не мог не заметить появления комсомольского театра, восторженно отзывался о его спектакле «Следопыты».

«О «Следопытах», — писал Погодин, — мы можем говорить как о серьезном творчестве комсомольского театра.

Ведь это же невиданный успех. Совсем не спецы, совсем без стажа, комсомольцы вдруг творят новое, дают интересную, местами захватывающую постановку, где в едкой, талантливой сатире, в четком и красивом рисунке изображена революционная борьба...

Пусть у комсомольцев что-то от «Земли дыбом», что-то от театра пролеткульта, пусть есть слабые места. Но можем ли мы отнестись строго к ним, если они сами сделали все: просто взяли рассказ и дали зрелище...

Мы приветствуем комсомольский театр... Надо дать возможность жить комсомольскому театру... Ростов должен помочь жить и развиваться первому на юго-востоке комсомольскому театру».

В конце 1924 года он пеpеходит на постоянную pаботу в «Пpавду» и уезжает в Москву, но не теряет связи с pостовскими писателями и жуpналистами. Открыл в драматургии новую тему — производственную. Автор трилогии о В. И. Ленине «Человек с ружьем» (1937), «Кремлевские куранты» (1939), «Третья, патетическая» (1956) и производственных пьес; сценария к фильму «Кубанские казаки» (1950; Государственная премия СССР, 1951). Главный редактор журнала «Театр» (1951–1960).

Н. Погодин не состоял членом Ростовской писательской орга­низации, но в начале 20-х годов был активным участником многих ее собраний, литературных вечеров, диспутов, учил начинающих авторов художественному мастерству.

Но куда бы ни забрасывала его журналистская судьба, Ростова, где так счастливо началась творческая деятельность Погодина, он никогда не забывал, любил родной город самозабвенно. Даже став одним из ведущих корреспондентов «Правды», выпустив уже ряд очерковых книг, нашедших теплый прием у читателей, положительно оцененных критикой, Николай Федорович писал товарищу по совместной работе в донской печати П. X. Максимову:

Хочется мне в «Юг» писать («Советский юг»). Понимаешь, тоскую по Ростову. И знаю, неплохо бы писал, потому что именно в Ростов хочется писать. Раз-два в месяц подвалом что-нибудь. Гонорар меня не интересует, потому что гонорара в Москве — пиши-обпишись...

Многие годы Ростовская областная организация Союза журналистов России отмечала лучшие работы газетчиков премией и дипломом имени Николая Погодина. Премия и диплом присуждались раз в году, в канун Дня печати. 6 мая 1971 года на доме № 50а по Социалистической улице, в котором жил и работал Погодин, была открыта мемориальная доска.


КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ПОГОДИНА

  1. Сполох, С. Донецк — любимый город мой!. — Донецк, 2010. — С. 324–325;
  2. Агуренко, Б. Николай Погодин, журналист, драматург и критик // Веч. Ростов. — 2002. — 26 апр. — С. 2;
  3. Русские писатели 20 века : биогр. слов. / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — Москва : БРЭ, 2000. — С. 557–560;
  4. Тихомирова, В. «Он умел собирать в роли все заряды человеческой души»...// Молот. — 2000. — 14 нояб.;
  5. Плевакин, Б. Был и я среди донцов.— Москва : Современник, 1985. — С. 99–103;
  6. Немиров, Ю. Шел в атаку «Новый журналист» // Веч. Ростов. — 1980. — 15 нояб. — С. 4;
  7. Максимов, П. Х. Памятные встречи : из дневника писателя. — Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1978. — С. 75–100;
  8. Гегузин, И. Выдающийся драматург // Веч. Ростов. — 1974. — 20 февр. — С. 3;
  9. Здесь жил Николай Погодин // Молот. — 1971. — 7 мая. — С. 4;
  10. Гордеева, Н. М. Литературный Ростов 20-х годов. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1967. — С. 28–37;
  11. Каджуни, Н. Николай Погодин на Дону // Веч. Ростов. — 1963. — 11 сент. — С. 3;
  12. Максимов, П. Неизвестное письмо Н. Ф. Погодина // Молот. — 1963. — 20 сент. — С. 3;
  13. Максимов, П. Путь, начатый в Ростове // Молот. — 1960. — 14 сент. — С. 4.
 
12+