КЕДРИН Дмитрий Борисович

КЕДРИН Дмитрий Борисович (04.[17].02.1907, Богодуховский рудник (ныне — город Макеевка (ДНР) — 18.09.1945, г. Москва), русский советский поэт, драматург, переводчик.

Родился 4 [17] февраля 1907 в Богодуховском руднике, ныне пос. Щегловка в составе города Макеевка (Донбасс). Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г. Екатеринослава (Днепропетровск), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия».
Приобрел известность после публикации стихотворения «Кукла» (1932), горячо поддержанного М. Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе («Подмосковная осень», 1937; «Зимнее», 1939, «Осенняя песня», 1940) и связанных с народно-песенным началом в творчестве Кедрина («Две песни про пана», 1936; «Песня про солдата», (1938); поэм «Зодчие» (1938) — о легендарных строителях небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя ослеплённых, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм ещё краше и тем умалить славу воздвигнутого; «Песня про Алену-Старицу» (1939), посвящённую легендарной участнице бунта Степана Разина; «Конь» (1940) — о полулегендарном строителе-архитекторе «горододельце» конца 16 в. Фёдоре Коне.
В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина «Свидетели». В 1943, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления специальным корреспондентом в авиационную газету «Сокол Родины» (1942–1944), где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин. Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встаёт образ матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к сопротивлению.Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и интимно-камерная лирика Кедрина. Драматический характер его поэзии, насыщенной диалогами и монологами, с наибольшей отчетливостью проявился в стихотворных драмах («Рембрандт» и, утраченная в период эвакуации 1941, рукопись «Параши Жемчуговой»).
Для планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады, посвящённые истории, героям и мифам других народов. Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского, грузинского и других языков.
Постоянной для Кедрина была тема трагического противостояния людей смелого творческого духа (среди них были не только признанные гении, но и безвестные мастера) грубой силе, власти и корысти, против которых талант, честность и смелость всегда беззащитны. Печальным подтверждением этого явилась и сама судьба Кедрина: поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945 года.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Краткая литературная энциклопедия : [в 9 томах] / гл. ред. А. А. Сурков. — Москва : Сов. энцикл., 1962–1978. — Т. 3. — 1966. — С. 476.
  2. Русские писатели, ХХ век : биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — Ч. 1. — Москва : Просвещение, 1998. — С. 610–612.
 
12+