ЗАОЗЁРНАЯ ШКОЛА

Заозёрная школа — независимое поэтическое направление, возник­шее в начале 1980-х годов в Ростове-на-Дону и раскрывшееся в полную силу в археологическом музее-заповеднике Танаис (античный город в дельте Дона), одно из пер­вых течений альтернативной поэзии в русской советской литературе.

Заозёрную школу соста­вили неформальные, скандальные, «непечатные», борющиеся за свобо­ду слова и мысли поэты: Геннадий Жуков (1955–2008), Виталий Калашников (1958–2012) и Игорь Бондаревский. Объединение это никогда не было закрытым — в него с радостью принимали близких по духу творческих людей. Позже в него вошли и такие известные ныне поэты, как Владимир Ершов (1949–2018), Георгий Булатов (1947–2001), Алексей Евтушенко и другие.

Прибежищем поэтов стал Танаис. Здесь, среди руин античной фактории, на задворках империи, «в глухой провинции у моря», их полушутя, полупрезрительно обозвал «Заозёрной школой» какой-то, ныне забытый, «рабочий поэт» на вечернем построении «донской литературной роты», как когда-то назвал Ростовское отделение союза советских писателей Михаил Шолохов.

Прозвище неожиданно прижилось и стало своеобразным брендом универсального экологического андеграунда Юга России. Тяга к ремёслам, бодрящая смесь эпикурейства и аскетизма, любовь и ревность, подённая монастырская работа под палящим киммерийским солнцем и дионисийские ночи у языческих костров — всё это подпитывало капризную городскую музу, с трудом привыкавшую к грубым одеждам и экспедиционной кулинарии.
Заозёрная школа поэтов — настоящее андеграундное объединение поэтов, бардов, художников и философов. Поэтов, образовавших эту общность, объединял не стиль, не манера, не приверженность к каким-то общим ценностям и идеалам, и даже не близость мировоззренческих позиций — скорее всего, это было узнаванием по дыханию, по долгому пристальному взгляду, по красноречивому молчанию. Подобное притягивается подобным.
Если бы не Танаис, куда их в восьмидесятом пригласил тогдашний директор Валерий Чеснок, то эта тусовка «отщепенцев» никогда, может быть, и не была бы признана как некое литературное явление.

В 1989 году Ростовское книжное издательство за счёт средств авторов выпустило три сборника с одинаковым заглавием «Стихотворения», где авторы были обозначены именами: Виталий [Калашников], Геннадий [Жуков] и Игорь [Бондаревский]. Виталий в предисловии к своей книге писал:

Есть название — «Заозёрная школа». Оно объединяет людей и время, когда мы вместе росли и учились друг у друга. Нас не публиковали десять лет, и мы начали выступать с чтением стихов, отсюда частые лобовые решения тем, отсюда и преимущественно голосовая их организация. Немного любви к поэтам девятнадцатого века, немного красного вина, немного юношеской романтики, немного провинциализма, южной наглости, редкая для нашего времени дружба, уверенность в том, что поэзия — это то, ради чего существует мир, — вот составляющие нашего дружества. Что касается литературной школы — она отсутствует как общая, сколько-нибудь сформированная новая поэтика или как постановка общих литературных задач. Ведь слово — универсальный, поэтому глубоко индивидуальный инструмент, и пользуется им каждый по своей надобности, иногда глубоко скрытой, а то и вовсе неосознанной. Но есть название — «Заозёрная школа». Впрочем, есть ещё одна объединяющая нас черта — понимание поэзии как прецедента существования.

Все поэты «Заозёрной школы» были опубликованы также в коллективном сборнике «Ростовское время», изданном Ростиздатом в 1990 году.

С годами «Заозёрная школа» и археологический музей Танаис стали синонимами настолько, что после смерти поэты Заозёрной школы находят последнее пристанище в Терновнике поэтов на Недвиговском кладбище.

ещё
 
12+